Так ли строг новый законопроект о государственном языке? Как изменится процедура получения украинского гражданства? Выйдет ли космическая отрасль Украины из кризиса? #Буквы обсудили эти и другие вопросы с народным депутатом Андреем Тетеруком в рамках проекта “Завтрашний день”.

– Насколько мне известно, вы недавно вернулись из Авдеевки. Расскажите, какая именно у Вас была миссия?

– После того, как мы стали свидетелями очередного обострения, у команды “Народного фронта” была цель оказать необходимую первоочередную помощь. Мы собрались и обсудили несколько возможных вариантов действий в нашем оперативном штабе. Мне было очень приятно как военному с опытом смотреть, как работают мои коллегии из НФ – все те, кто могли советовать и влиять на принятие решения.

Мы очень быстро договорились, что нужно направить генераторы, которые обеспечат электричеством наиболее важные объекты. Определили, что отправим шерстяные одеяла для того, чтобы дать возможность людям согреться. По собственному опыту пребывания в АТО я знаю, что важно избегать обморожений, когда длительное время находишься в низких температурах. Бензопилы, чтобы наши ребята на передовой могли себе заготавливать дрова и не чувствовать какого-то дискомфорта. Согревающие салфетки – все это помогает перенести холод.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что происходит в Авдеевке: текстовая трансляция

Все это мы за день собрали и разместили в двух микроавтобусах – взяли “Спринтеры”, чтобы быстрее добраться, и с моими коллегами, Владом Данилиным, Андреем Кравченко и Дмитрием Чигриным выехали в Авдеевку. Нас там встретил Евгений Дейдей. Он является куратором “Киева-1”, добровольческого батальона, и пока мы находились в Авдеевке, я лично со своими коллегами отвез один генератор на водоканал для того, чтобы не была остановлена система водоотведения. Второй отвезли в медицинский пункт для того, чтобы предоставлялась первоочередная медицинская помощь, а третий генератор мы отправили нашим ребятам на передовую для того, чтобы они имели автономный источник питания. Все остальное Евгений со своими бойцами развез всем тем, кто нуждался в помощи, уже после нашего отъезда.

Отдельно хотел бы отметить, что очень много украинцев присоединились к этой гуманитарной акции – помочь жителям Авдеевки. И несмотря на попытки россиян в информационном пространстве показать, что якобы они (жители Авдеевки – ред.) являются теми, кто в свое время кричали: “Путин, приди!” – все это стало абсолютно второстепенным. Мы все страдаем от общей российской агрессии, и это наши города, наши украинцы, и мы должны сделать все возможное для того, чтобы уменьшить ущерб от последствий российской агрессии. А после того, как будет освобождена территория, мы уже будем более тщательно проводить разъяснительную работу, чтобы вернуть тех, кто был отравлен информационной пропагандой, к нормальному адекватному восприятию ситуации, в которой находится Украина. Это очень важно. Также, как мы видим, и Кабмин сработал на отлично. Весь украинский народ в очередной раз сработал на отлично. Это хорошая тенденция.

teteruk2

– Как человек с немалым опытом участия в боевых действиях, Вы могли бы предположить, почему именно сейчас и почему именно в Авдеевке Россия снова дестабилизирует ситуацию?

– На самом деле Российская Федерация пытается дестабилизировать ситуацию, нащупывая наиболее слабые места в линии обороны Украины. Мы помним попытки России атаковать Светлодарскую дугу и реакцию ВСУ, и также помним, что в свое время до этого был Иловайск, затем – Дебальцево. Просто с каждым днем, с каждым месяцем, с каждым годом мы даем России все меньше оснований получать желаемый результат с помощью военной силы.

Кремль чувствует, что у них все меньше возможностей давить на Украину с помощью силового блока. Потому что за эти 2,5 года мы сделали очень много для того, чтобы укрепить наш силовой блок – и наши Вооруженные силы, все наши добровольцы, которые сейчас находятся на передовой, не допустят какой-либо эскалации. Сейчас российские оккупационные войска несут безумные потери, растет недовольство внутри оккупационных войск и тех приспешников, которых Россия поддерживает на временно оккупированных территориях.

Учитывая экономическую составляющую, России все труднее обеспечивать многомиллиардные вливания в оккупацию части территории Украины. Все это дает им повод спешить и пытаться сочетать военную составляющую с расшатыванием внутриполитической ситуации, использованием тех, кто пророссийски настроен в политикуме. Потому что совершенно очевидно: не только украинские, но и очень многие европейские политики изменили свою позицию на более пророссийскую, и поэтому мы имеем основания считать, что здесь есть в определенном смысле коррупционная составляющая.

– Давайте перейдем ближе к Вашим законопроектам. В декабре и январе были зарегистрированы три так называемых языковых законопроекта, вы были соавтором двух. Один из них – № 5670 – вызвал, пожалуй, наибольший резонанс в обществе. Учитывая ухудшение ситуации на Донбассе, уместно ли сейчас принимать такой законопроект?

– Это было уместно делать еще в 1991 году. На самом деле вопрос государственного языка является таким же важным, как и все другие символы государственности: они являются теми китами, на которых держится любое государство. Нация, которая теряет свой язык, теряет влияние на свое будущее. Абсолютно ясно, что Российская Федерация, Россия или Российская империя на протяжении долгого времени пыталась опорочить само понятие украинского языка и таким образом русифицировать Украину, чтобы все привыкли, что русский язык – язык власти. Это является ужасным упущением многих других поколений политиков, которые либо подыгрывали России, либо не ставили вопрос украинского языка на повестку дня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новые законопроекты об украинском языке: краткий разбор

Никаких ограничений, никаких притеснений для любых других представителей языков, наций в законопроекте нет. Он исключительно для тех, кто исполняет государственные функции. Поэтому я бы очень хотел, чтобы украинцы ознакомились на сайте Верховной Рады с проектом этого документа и увидели, что резонанс, о котором вы упоминали, является надуманным, является попыткой РФ расколоть наше общество. Я более чем уверен – они увидят, что никаких притеснений, никаких карательных моментов он не имеет в своей составляющей.

– У этого документа несколько десятков авторов…

– Где-то 32…

– Из них лично Вы согласны, например, с требованием о том, чтобы взимать штраф в 5000 гривен с работника сферы образования за нарушение этого закона?

– Понимаете, вопрос штрафа является функцией, которую государство накладывает на нарушителей законопроекта. Я считаю абсолютно нормальным то, что закладываются такие основы. Потому что абсолютно недопустимо, когда педагоги как государственные работники – те, кто содержится за счет бюджета государства, – во время выполнения своей работы предпочитают русский язык и игнорируют государственный украинский язык.

Бессмысленно считать, что сейчас кто-то ущемляет русский, когда очень много людей и в быту, и даже во время выполнения государственных функций используют именно русский язык. На каком языке разговаривает власть, такая политика и проводится в государстве. И Россия так болезненно это воспринимает, потому что теряет свои позиции, когда русский постепенно теряет статус языка власти. Я питаю надежду, что это не будет воспринято в обществе болезненно, и все те, кто еще не овладел украинским языком, найдут в себе возможность его изучить и использовать. Штрафов бояться не нужно.

– Этот законопроект предусматривает создание специальной комиссии, которая будет определять уровень знания украинского языка у людей, претендующих на получение украинского гражданства. С процедурой получения гражданства связан Ваш другой законопроект – № 5433. Что сейчас с этой инициативой?

– Она зарегистрирована, и мы сейчас ожидаем заключения Главного научно-экспертного департамента для того, чтобы начать работу в Парламенте. Я считаю, очень важно навести порядок именно в вопросе множественного гражданства, так как, согласно Конституции Украины, гражданство является единым. На самом деле у нас очень много граждан, в том числе тех, кто занимает какие-то государственные должности, которые имеют паспорта других государств.

Меня это очень беспокоит в плане того, что человек при выполнении определенных обязанностей получает доступ к государственным и военным тайнам, а сам при этом имеет паспорт РФ. Если он гражданин Украины и выполняет некие государственные полномочия, то зачем ему российский паспорт?

В этом законопроекте четко прописано, кто и каким образом должен получать гражданство или лишаться его. Мы берем именно европейскую норму множественного гражданства, поскольку у нас в юридической плоскости используется понятие двойного гражданства. Но, насколько мы знаем, некоторые лица являются гражданами трех и более государств, что также, на мой взгляд, не должно сочетаться именно с выполнением государственных функций.

Таким образом я хочу защитить национальные государственные интересы нашей страны и обезопасить ее от тех граждан, которые хотят после выполнения определенных функций бежать в другую страну, прикрываясь паспортом другой страны – как, например, работники “Беркута”, которые сейчас получили российские паспорта, и Россия на основании этого не выдает их для справедливого правосудия в Украине. Таких случаев я могу привести множество. Нужно с этим разобраться, и мы все должны понимать, что на государственных должностях заниматься будущим Украины должны украинцы. Все остальные граждане должны работать или в качестве советников, или в бизнесе, но не лезть в управление государством.

– Но, насколько я понимаю, сейчас очень трудно доказать наличие множественного гражданства у человека, потому что другие государства неохотно отвечают на такие запросы, и у нас никакая статистика не ведется. Как это будет делаться, когда для госчиновника такая проверка станет обязательной?

– Есть механизмы у СБУ, у пограничной службы. Мы отдаем это на контроль определенным институтам, которые на своем уровне будут это проверять. Во-вторых, накладываем обязанность на гражданина Украины, который должен сообщить, если он идет на государственную должность, что у него есть другие паспорта. Если он дает ложные показания, это будет основанием для того, чтобы уволить его с занимаемой должности как нарушающего ряд законов Украины.

– Этот законопроект ограничивает получение украинского гражданства гражданами страны-агрессора. Когда он вносился в Раду, Ваш коллега господин Емец сказал, что будут делаться исключения для россиян, которые защищали национальную безопасность Украины. Вы поддерживаете такую норму?

– Более того – я обращался к командирам добровольческих подразделений, в рядах которых проходят службу граждане других стран, и предлагал им приобщиться к этому законопроекту, чтобы они подали свои предложения – каким именно образом они хотят обеспечить право граждан других стран претендовать на получение гражданства Украины. Я обратился, но от них не получил еще никаких предложений, меня это огорчило. Поэтому при подготовке законопроекта ко второму чтению мы добавим норму, согласно которой граждане из других стран, которые с 2014 года в рядах добровольческих подразделений помогали защищать суверенитет и независимость Украины, могут обращаться за получением гражданства.

Будут ли они пользоваться преимущественным правом? Вовсе нет. Это остается на усмотрение Президента и тех структур, которые уполномочены рассматривать эти вопросы. Автоматического получения гражданства лишь потому, что кто-то был в добровольческих подразделениях, не будет, чтобы не было легализации определенного ряда российских граждан, которые потом почему-то сразу лезут в политику, а не пытаются жить какой-то гражданской спокойной жизнью.

– Давайте немного о внешней политике. На днях Президент пообещал провести в будущем референдум по вступлению Украины в НАТО. Как Вы считаете, вступление в Альянс – это реальная перспектива для нас?

– Я вам хочу сказать, что на 2014 год мы почти не имели Вооруженных сил. Именно усилиями нашей политической силы, в том числе нашей упорной работой в Парламенте, мы сделали возможным финансирование ВСУ на уровне 5 %. Проводится много совместных учений, где структуры НАТО внедряют свои стандарты в наши ВСУ. Таким образом, получая не только боевой опыт, но и проводя все необходимые изменения в ВСУ, начиная с обеспечения одеждой, новым оружием, которое производит наш ВПК, питанием, мы постепенно поднимаем уровень ВСУ к уровню НАТО. Когда мы будем способны отвечать их требованиям по всем критериям, мы вступим в НАТО.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина и НАТО. Краткая история взаимоотношений

Это не будет долгим процессом, потому что наши Вооруженные силы на сегодня являются одними из самых боеспособных на европейском континенте. На самом деле НАТО только выиграет, имея в своей составляющей мощные, обученные, мотивированные, боеспособные Вооруженные силы Украины.

– Касательно оборонного бюджета: 133 миллиарда – это реальная цифра?

– Это реальная цифра, которую может сегодня осваивать не только ВСУ, но и весь военно-промышленный комплекс. Мы можем выделить и 200, и 300, например, но будут ли способны наши предприятия это обеспечивать? Очень важно, чтобы мы не забирали у украинцев лишних средств, потому что можно выделить и 10 %, но это будет разрушительным для нашей экономики, которая только начала подавать первые сигналы о том, что она выздоравливает. Именно во времена Яценюка было сделано самое невозможное. Он спас преддефолтную ситуацию, которая была в Украине. Сейчас, как вы видите, показатели демонстрируют, что экономика начала расти. Поэтому мы способны и защитить, и развивать страну.

teteruk5

– Давайте ненадолго вернемся к вопросам Донбасса и к так называемой торговой блокаде. Вы назвали ее пиар-акцией и сказали, что такие вопросы нужно решать в правовом поле. Что именно вы предлагаете?

– На самом деле контрабанда является составляющей любой войны. Мы – не исключение. Это вопрос, который решает правительство любой страны, которая страдает от военных действий.

Если вводить блокаду, то вводить ее по решению центральных органов власти, системно, и так, чтобы ни один груз не проходил без контроля и согласования с центральной властью. Если человек считает, что он доброволец и по своему усмотрению что-то пускает, а что-то – нет, то это “махновщина”. Несогласованность таких действий может быть разрушительной: не дай Бог, будут жертвы со стороны добровольцев, наших ВСУ – все это даст основания считать, что мы не способны решать сложные задачи системно, а используем только такие пиар-акции, которые не являются действенными. Поэтому моя позиция с самого первого раза, когда я комментировал, неизменна.

– Напомню читателям, что Вы являетесь членом коллегии Государственного космического агентства Украины. Чем именно Вы сейчас занимаетесь в этом качестве?

– Сейчас я стараюсь привлечь внимание к тому, что у нас нет системного государственного подхода к развитию космической отрасли.

Законодательством, которое мы принимали в Парламенте, было определенно, что на государственную службу принимаются люди после проведения конкурса. Это дало основания выбирать мотивированных руководителей, которые способны вывести отрасль из тяжелого кризисного состояния. Я напомню, что за 15 лет ни один проект, в который Украина инвестировала десятки миллионов государственных средств, не был доведен до логического конца. “Циклон-4” был безосновательно увеличен в стоимости в несколько раз, что в итоге привело к его закрытию. Никакой ответственности ни один из руководителей, который принимал решение, не понес. Проект “Лыбидь” обошелся Украине в огромную сумму, также безосновательно была увеличена стоимость финансирования. К чему я веду? Определенные руководители, занимая должности на государственных предприятиях, делали все возможное, чтобы не работать на результат, создавать условия для хищения средств.

К сожалению, ситуация остается очень критической, так как конкурсы срываются коррумпированными политиками, которые выполняют заказы. Это очень вредная тенденция. Очень плохо, что на должности назначаются люди без опыта управления этой отраслью. На своей должности сейчас я обращаю внимание всех тех, кто влияет на эти процессы для того, чтобы вернуться в законодательное поле и системно решать проблемы, которые стоят перед нашей космической отраслью. Привлечь к ответственности тех, кто порочит проекты, разворовывает государственные средства, и изменить систему. Тем более, что наши молодые специалисты являются конкурентоспособными на этом рынке.

– И чтобы мы завершили на положительной ноте. Наш спецпроект посвящен реформам в Украине. На Ваш взгляд как гражданина Украины – какая из них была самой успешной?

– Некоторые более успешные, некоторые – менее, некоторые только нужно начинать. Хотя все, что мы успели сделать, уже является составной частью нашего успеха. Нельзя сказать, что что-то мы сделали на 100 %, а что-то – нет, потому что реформа – это процесс постоянного совершенствования. Мир меняется, и мы видим, что мы должны делать все возможное, чтобы модернизировать и проводить реформы – например, в энергетическом секторе. Таким образом мы экономим очень много государственных ресурсов, которые раньше бесконтрольно тратились. Очень много нужно сделать в системе здравоохранения. Мы ожидаем, что будет наконец внесено представление на должность министра здравоохранения.

Очень много нужно сделать, чтобы наконец заработала судебная реформа, потому что в этот ответственный период она является самой “тормозящей” для других процессов, поскольку суды остаются самым коррумпированным элементом процесса принятия решений.

Важно подчеркнуть, что ни одна другая страна в мире не достигала таких результатов в таких условиях, в которых находится Украина. Польша проводила реформы с беспрецедентно большой финансовой поддержкой ЕС, при этом не находясь в условиях агрессии со стороны другого государства. Грузия получала беспрецедентные средства и страдала от РФ максимум 7 дней – столько длилась там атака на позициях. То, что мы справляемся в таких сложных условиях, говорит о том, что мы делаем правильные вещи и обязательно увидим результат. Главное – не опускать руки и не останавливаться.

Чтобы заглянуть еще в несколько завтрашних дней, можно прочитать о том, как университеты будут запускать стартапы и что произойдёт с украинским венчуром в течение года, когда же в Украину придёт PayPal, как очищать власть от неэффективных сотрудников и каким образом формируется внутренняя маршрутная сетка Украины.