Часть студентов трех московских вузов — МГУ, ВШЭ и МГИМО — верят, что к 2030 г. Россия “возглавит весь мир”. Немало и тех, кто опасается, что страна к этому времени повторит печальный опыт СССР.

Почему нынешние 18-летние называют себя “путинским поколением”, чего стыдятся и чем гордятся в истории страны и зачем им Крым, рассказала “Газете.Ru” заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара.

“Они так себя и называют — “поколение Путина”. Говорят: сколько себя помню, по телевизору показывают Путина. Год за годом проводя эти исследования, мы просто били в набат, ведь невозможно выстраивать национальную идентичность страны, когда молодое поколение ничего не знает об истории страны даже за последнюю четверть века… Но последний опрос вдруг показал всплеск интереса к истории, правда, лишь к событиям, так или иначе связанным с Крымом. Студенты знают, когда была Крымская война, как Россия отстаивала Севастополь, как Екатерина II присоединила Крым, где князь Владимир совершил обряд Крещения, в каком году Хрущев (по словам студентов, то ли по пьяни, то ли по дури) подарил Крым Украине. Что во время распада СССР была возможность забрать Крым и сделать его территорией России, но тогда не до этого было, и полуостров ушел…”, – подчеркивает Касамара.

По ее словам, в 2013 г. студентам впервые задали вопрос, какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость, а какие — стыд. Два года назад они гордились (по убыванию): Великой Отечественной войной, полетом Гагарина и Отечественной войной 1812 г. В опросе 2014 г. Крым занял почетное 4-ое место. Всего 10% студентов из 1,4 тыс. опрошенных сказали, что гордятся этим событием. То есть, с одной стороны, они говорят о том, что возвращение полуострова — эпохальное историческое событие для страны, а с другой — гордится этим лишь каждый десятый.

 Критически настроенные к крымской кампании студенты (хотя сразу скажу, что респондентов, занявших крайние позиции, было меньше тех, кто был склонен искать и плюсы, и минусы) на первое место поставили аргумент о нормах международного права. На второе — Крым лег большой нагрузкой на российский бюджет, и теперь “другие народы России” будут жить хуже, чем крымчане. На третье — “мы поступили некрасиво”, поясняя это соображениями, что когда у соседа дача горит, нельзя у него картошку воровать, что мы воспользовались этой ситуацией беды и так делать нехорошо. На четвертое — мы испортили отношения и с близкими нам европейскими странами, и с братской Украиной.

В последнем исследовании все чаще всплывает образ Сталина в позитивном ключе: вот была бы у нас сейчас демократия со Сталиным, и был бы порядок. То есть в мозгах какие-то чудовищные смешения нелогичности, незнания и советской мифологии вроде “принял с сохой, оставил с атомной бомбой”.

Касамара отмечает, что это поколение не только Путина, но и поколение соцсетей.

“Все домашнее задание они делают “ВКонтакте”. Общаются — “ВКонтакте”. У них практически нет навыка чтения книг. Ведь неважно, пропутинский ты или антипутинский, умей приводить аргументы, строй причинно-следственные связи. Поддерживаешь Путина в каком-то решении — приведи аргументы. А когда аргумент один — “Путин сказал”, а дальше человек ничего не знает и знать не хочет, вот это проблема”, – сетует Валерия.

Какой будет Россия лет через 10–15?

В ответе на этот вопрос российские студенты разделились на три группы. Две — с крайними взглядами, и одна — склонная к размышлениям. Дескать, если мы слезем с нефтяной иглы, то может быть такой ход истории, если не слезем — возможен такой сценарий. То есть они пытаются анализировать и прогнозировать события. Но довольно много ребят заняли крайние позиции.

Первый сценарий “Россия — великая держава”: Мы подчиним весь мир. Европа развалится и начнет мигрировать к нам. Вместе с Китаем мы будем помогать всем несчастным странам. Наша мощь — военный потенциал и ядерное оружие. Как сформулировал один из студентов: “Россия довольно развита в военном плане, ну это касается и военной индустрии, и военной подготовки, и даже ядерной защиты, и всего в ядерном плане. Я думаю, что даже если начнутся какие-то военные действия, то страны-соперники нашей стране вряд ли смогут что-либо противопоставить такое, сильно превышающее потенциал нашей страны”.

При этом России придется взять на себя роль “эталона справедливости в мире”, чтобы регулировать сложные международные отношения и противостоять Америке с ее агрессивной политикой: “Мы будем лидирующей страной. Как бы силы добра — это Россия, а силы зла — это как бы Америка, это такой как бы противовес друг другу, и за этим будет очень интересно наблюдать. Мы уже начинаем возвышаться, и мы возвысимся окончательно”.

Второй сценарий “Россия пойдет по пути СССР”: Пессимистично настроенные студенты опасаются, что наша страна перестанет существовать в своих нынешних границах. Что Китай может так или иначе забрать Дальний Восток и Сибирь. Ребята из этой группы особенно акцентируют внимание на том, что в настоящей момент в России нет компетентной политической элиты, которая могла бы “взять на себя ответственность за судьбу страны” и предложить эффективную стратегию по выходу их кризиса: “Все, что происходит сейчас, — это просто крах. Политика, которая сейчас проводится нашими властями, она не то что поднимает Россию, она, наоборот, опускает ее все ниже и ниже”.