Независимая группа расследователей Bellingcat на основании ранее обнародованных прослушек Службы безопасности Украины идентифицировала ключевых членов террористической организации “ДНР”, которые могут быть причастны к крушению Boeing Малайзийских авиалиний (рейс МН17) в небе над Донбассом в 2014 году.

Соответствующий доклад обнародован на сайте Bellingcat.

Отмечается, что первая партия перехваченных телефонных переговоров, предположительно связанных со сбитием MH17, была опубликована на канале СБУ в YouTube, чтобы убедить международное сообщество, что Boeing был сбит с территории, подконтрольной боевикам. Опубликованные переговоры — лишь небольшая выборка из общего массива прослушек, записанных в период до и после инцидента.

“Bellingcat публикует реальные имена нескольких боевиков, которые оказались фигурантами прослушек СБУ, а также предварительную оценку степени их причастности к транспортировке “Бука” и/или к сбитию MH17. Информация о некоторых из этих лиц ранее не публиковалась ни Bellingcat, ни другими организациями и СМИ”, – отмечается в докладе.

фото1

Фото: bellingcat.com

Так, во главе списка находится бывший полковник ФСБ РФ Игорь Гиркин (Стрелков, позывной “Стрелок”). Большинство сепаратистов, имеющих отношение к сбитию MH17, были его подчиненными, поэтому, вероятно, он был полностью осведомлен о поставке “Бука” с территории России. Летом 2014 года он был “министром обороны “ДНР”.

“Мы установили, что бывший полковник ФСБ Стрелков утром 18 июля участвовал в одном из опубликованных разговоров с Сергеем Дубинским, который был связан с эвакуацией установки “Бук” с подконтрольной боевикам территории Украины обратно в Россию. Поскольку большинство боевиков, имеющих отношение к сбитию MH17, были его подчиненными, вероятно, он также был полностью осведомлен о поставке “Бука” из России”, – отмечают расследователи.

Группа “ГРУ “ДНР”

Далее идет “глава “ГРУ “ДНР”, подчинявшийся Гиркину, по имени Сергей Дубинский (Хмурый). Именно Дубинский запросил поставку боеготовой установки “Бук”, чтобы “защитить его силы” к югу от Снежного. 17 июля он лично координировал транспортировку прибывшей установки до места пуска. Он также причастен к эвакуации “Бука” назад в Россию после сбития MH17. Кроме того, Дубинский приказывал своим подчиненным осуществлять охрану “Бука” в районе места пуска к югу от Снежного. Отмечается, что его группа могла сыграть важную роль в решении сбить MH17.

Олег Пулатов (позывные “Гюрза”, “Халиф”) – бывший подполковник вооруженных сил России, подчиненный Дубинского. Был “главой 2-го отдела “ГРУ “ДНР”. Он, вероятно, был причастен к охране установки “Бук” на месте пуска к югу от Снежного. 

Леонид Харченко (позывной “Крот”) – командир “разведывательного батальона Крота” во “2-м отделе “ГРУ “ДНР”. Он также причастен к охране установки “Бук” в районе места пуска к югу от Снежного. Возможно, он также координировал транспортировку “Бука” из Донецка к месту пуска и последующую эвакуацию “Бука” с места пуска обратно в Россию.

Эдуард Гилазов (позывной “Рязань”) – командир 1-й разведывательной роты “разведывательного батальона Крота”, подчиненный Харченко. Гилазов был идентифицирован как командир боевиков, который после сбития привез члена экипажа “Бука”, отбившегося от коллег, к своему командиру Леониду Харченко в Снежном. Возможно, он также принимал участие в охране “Бука” рядом с местом пуска к югу от Снежного.

Олег Шарпов (позывной “Змей”) был идентифицирован в перехваченном телефонном разговоре с Леонидом “Кротом” Харченко. В нем Шарпов спрашивает Харченко, как добраться до места к югу от Снежного, откуда “Бук” запустил ракету, сбившую MH17. “Поскольку этот разговор имел место за два часа до сбития, крайне вероятно, что Шарпов присутствовал на месте пуска”, – говорится в докладе.

Группа Безлера

Игорь Безлер (позывной “Бес”) – бывший офицер вооруженных сил России, который служил в ГРУ РФ. Летом 2014 года “группа Безлера” контролировала город Горловку и прилегающие районы. Со сбитием MH17 “группу Безлера” связывают два перехваченных телефонных разговора с участием самого Безлера. Так, он присутствует в перехвате телефонного разговора с его подчиненным Стельмахом, который информирует его, что к Безлеру летит “птичка”. Безлер дает своему подчиненному указание передать это сообщение “наверх”, тем самым, возможно, поспособствовав ошибочной идентификации MH17 как военного самолета. Голос Безлера также слышен на прослушке, где он докладывает о сбитии самолета человеку, которого СБУ идентифицировала как агента ГРУ Василия Геранина.

Сергей Поваляев (“Боцман”) фигурирует в телефонном разговоре с Дубинским, в котором тот сообщает Боцману о получении “Бука”. Однако кроме того, что Боцман являлся заместителем Безлера, его прямая связь со сбитием MH17 не прослеживается.

Валерий Стельмах (“Наемник”, “Батя”) сообщил об MH17 как военном самолете Безлеру за несколько минут до сбития. Безлер также дал ему указание сообщить об этом “наверх”, что может говорить о том, что Стельмах передал это сообщение “ГРУ “ДНР” или другой вышестоящей организации/лицу, которые контактировали с экипажем “Бука”.

Игорь Украинец (“Минер”) был идентифицирован как командир группы, которую упоминает Безлер в одном из перехваченных переговоров в связи со сбитием MH17.

Батальон “Восток”

Александр Ходаковский (“Скиф”) – перебежчик из подразделения спецназа СБУ “Альфа”. Будучи командиром батальона “Восток”,  он наверняка помог обеспечить транспортировку установки “Бук”, прибывшей в Донецк. После сбития MH17 Ходаковский признал в интервью Reuters, что заранее знал, что пророссийские боевики получат установку “Бук”, которая будет перевезена из Луганска в Снежное, однако впоследствии отрицал эти слова и утверждал, что Reuters вырвали их из контекста.

Александр Семенов (“Саныч”) помогал обеспечить транспортировку “Бука” в Донецке, действуя согласованно с Сергеем Дубинским.

  • Независимая группа экспертов Bellingcat опубликовала детальное расследование, в котором установила, что самоходная огневая установка “Бук”, сбившая рейс MH17, – это “Бук 3х2” из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в Курской области.
  • Адвокат Джерри Скиннер в 2016 году подал в Европейский суд по правам человека иск против РФ и лично президента страны Владимира Путина на 330 млн долларов от лица родственников погибших при крушении рейса. По состоянию на 1 февраля 2019 года к иску присоединился 291 человек.