Регулярное посещение психолога, специального человека, который выслушает рассказ о твоих проблемах и поможет с ними справиться, – обычная практика для многих. Но психотерапия для очень, очень богатых – все еще относительно новая тенденция. 99 % населения планеты не поймет, на что может жаловаться 1 % богачей, и, в сущности, это именно то, почему последние обращаются к психологу.

Bloomberg Businessweek приводит историю, рассказанную психотерапевтом Клэем Кокреллом из Нью-Йорка о его 21-летнем пациенте: “Он выглядел действительно напуганным. Он не был уверен, может ли мне доверять, и первые несколько сеансов мы просто говорили о его жизни”.

Затем Кокрелл выяснил, что в свой двадцать первый день рождения молодой человек узнал от отца, что их семья (внезапно) очень богата и владеет международной корпорацией.

Это вызвало шок и испуг – пациент не понимал, кому можно верить, и не хотел, чтобы его друзья узнали о богатстве.

“Он импульсивно купил очень крутую машину, но не хочет, чтобы кто-то ее увидел, – говорит психотерапевт. – Теперь держит ее в гараже”.

Попытка скрыть свое состояние – частая проблема среди богачей.

По словам Кокрелла, который переквалифицировался в терапевта из офисного работника с Уолл-стрит, вина за собственное богатство – это главное, что мучает миллиардеров.

Далее идет одиночество.

Автор “Великого Гэтсби” Фрэнсис Скотт Фицджеральд был прав, говоря: “Очень богатые не такие, как мы с тобой”; особенно это верно для сегодняшнего дня.

I WXkK2ieho

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как, работая прислугой, становятся миллионерами

По мнению психолога Джейми Трейгер-Муни, движение “Оккупай Уолл-стрит” имело под собой хорошую идею и сделало важное и правильное заявление о неравенстве.

Но оно выставило 1 % ультрабогатых только в негативном свете, они повсеместно стали козлами отпущения.

Отсюда и психологические проблемы: богачам кажется, что им должно быть стыдно или следует скрывать состояние.

По словам специалистов, признаться в том, что ты миллиардер, бывает так же психологически сложно, как сообщить о том, что ты гей.

“Нас учат не говорить о деньгах, это невежливо, – цитирует Guardian эксперта по психологии денег Барбару Нусбаум. – Но в этом есть ирония: о том, что деньги у тебя есть, говорить сложнее, чем о том, что их нет. Сказать “я банкрот, все плохо” считается социально приемлемым. Но нельзя заявить: “У меня куча денег”.

Это подтверждает и Трейгер-Муни. “Люди могут рассказать какие угодно подробности о своей сексуальной жизни, но говорить о деньгах им некомфортно. Они не уверены, что их смогут выслушать, не осуждая”, – поясняет она.

Увеличение разрыва между богатыми и бедными – глобальное явление.

Согласно отчету Oxfam, всего за несколько лет, с 2009 по 2012 гг., доля глобального богатства, принадлежащая одному проценту, выросла с 44 % до 48 %, а в 2016 г. она, вероятно, превысит 50 %.

В США богатейшие 0,1 % семей располагают такими же средствами, как 90 % населения страны, вместе взятые.

Психологи, работающие с миллиардерами, подчеркивают, что по мере того, как растет разрыв между богатыми и бедными, растет и изолированность их клиентов.

Богатые общаются с такими же богатыми не из снобизма, говорят специалисты, просто им нужна компания, где разделяют их проблемы, и друзья, которые держатся рядом не из-за денег.

Услуги психотерапевта для миллиардеров стоят порядка $450–500 за час, и спрос на тех, кто специализируется именно на богачах, растет.

По словам Трейгер-Муни, которая основала консалтинговую фирму Wealth Legacy Group (работает в США и Израиле), в прошлом году к ней поступило больше десятка запросов о проведении тренингов на тему психотерапии для богатых; 5 лет назад такой запрос пришел лишь один.

Специальные программы по работе с психологическими проблемами богачей появляются даже в банках: так, в Wells Fargo есть подразделение Family Dynamics and Education, которое в числе прочего помогает клиентам “определить степень влияния богатства на вашу семью, окружающих и мир”.

Чувство вины, скука, отсутствие мотивации, одиночество – лишь некоторые из последствий того, как давит богатство.

Businessweek приводит статистику, которая иллюстрирует психологическое состояние ультрабогатых.

Согласно исследованиям, в США в семьях с невысоким доходом 75 % детей чувствуют эмоциональную близость с матерью; в богатых семьях доля таких детей 65 %.

Представители богатых семей чаще напиваются и чаще употребляют марихуану, чем более бедные люди (29 % и 39 % для первых против 8 % и 19 % для последних).

Депрессия и тревожность встречаются у богачей вдвое чаще, чем в среднем по стране.

Из-за растущего разрыва между богатыми и бедными 2000-е гг. стали эпохой, когда люди с большими деньгами все чаще заявляют, что им нужна помощь.

Некоторые над этим смеются, но обсуждение влияния чрезмерного богатства способно принести пользу не только психотерапевтам, получающим $500 в час: большое состояние побуждает к щедрости, а значит, выигрывает и общество.

Миллиардеры, жертвующие большую часть своего состояния в рамках кампании The Giving Pledge, зачастую объясняют свое решение заняться благотворительностью именно тем, что не хотят этой ноши для себя и своих детей.