16 мая у поселка Счастье Луганской области украинскими военными были задержаны двое военнослужащих РФ – сержант Александров Александр Анатольевич и капитан Ерофеев Евгений Владимирович.

Задержанные дали показания, видео запись которых была опубликована в СМИ, а позже Служба безопасности Украины в своем Twitter разместила полную информацию о составе диверсионной группы (с указанием имен, фамилий и фото), куда входили задержанные.

МИД Украины направило в РФ ноту протеста в связи с участием российских военнослужащих в конфликте на востоке Украины.

Российское военное ведомство потребовало от украинской стороны освобождения задержанных, а так же настаивало на том, что к ним применяются пытки.

Но представитель международной неправительственной организации Amnesty International Красимир Янков опроверг информацию о пытках. Он заявил, что представители Amnesty International посещали пленных и не обнаружили на них следов пыток.

Шевченковский районный суд Киева удовлетворил ходатайство СБУ об аресте задержанных российских офицеров ГРУ Евгения Ерофеева и Александра Александрова до 19 июля.

27 мая российский консул посетил Ерофеева и Александрова. Как сообщили в пресс-службе посольства РФ в Украине, задержанные чувствуют себя нормально. Подробности встречи обещали озвучить позже.

Александров согласился сотрудничать со следствием, а его адвокат намерен добиться снятия со своего клиента обвинений в терроризме. По его словам, россиянин не применял оружие на территории Украины, поэтому его можно винить только в нарушении границы с целью сбора разведданных.

Второй арестованный Ерофеев отказался от сотрудничества со следствием. Его адвокат намерен обжаловать арест, а так же попытаться доказать, что обвинения в терроризме лишены оснований.

Минобороны РФ утверждает, что Александров и Ерофеев – бывшие военнослужащие. Однако они в интервью российской «Новой газете» заявили обратное, что из армии не увольнялись. По словам россиян, в их задачу входила только разведка.

Украина намерена судить задержанных за терроризм.

Ситуация вокруг задержания российских военных в Украине уже сопровождается активным освещением в СМИ всего мира. Судя по всему процесс будет громким, а Украина, которая уже больше года заявляет, что на востоке воюют кадровые российские офицеры, попробует выжать из ситуации максимум. Для российских дипломатов и политиков это тоже серьезный вызов.

#Буквам ситуацию прокомментировал Рафаэль Исмагилов, журналист, который освещает международные события и работу правозащитных организаций.

Как должны реагировать правозащитные организации и дипломаты на задержание на территории Украины при выполнении разведывательной деятельности граждан РФ, которые являются кадровыми военными РФ?

Для начала позвольте заметить, что Россия и Украина ни юридически, ни фактически не находятся в состоянии войны.

Как вы понимаете, любая война начинается отнюдь не столкновением войск обеих сторон конфликта. Чтобы начать войну, нужно, прежде всего, заручиться для этого поддержкой своего населения. Имеется в виду соблюдение всех формальностей, которые регламентируют процедуру объявления войны в законодательстве страны.

Если говорить о России, то такое разрешение в 2014 году президенту страны и по совместительству Верховному главнокомандующему предоставлял Совет Федерации. Однако президент этим правом не воспользовался, а значит, и войны между нашими странами нет.

Теперь к самой сути инцидента с задержанием российских граждан, которых обвиняют, как вы сказали, «в выполнении разведывательной деятельности на территории Украины».

Здесь важно понимать, в каком статусе находятся задержанные, и из этого можно делать какой-то вывод. Допустим, если они являются военнопленными, то в этом случае к ним применяются общие международные нормы, а также законодательные нормы самой страны, в которой они были задержаны. Однако если задержанные рассматриваются как «наемники», участвующие в незаконных вооруженных формированиях, то, насколько мне известно, такие дела рассматриваются в уголовном суде, и здесь другие нормы судопроизводства. Возможна также экстрадиция задержанных, если есть договор об экстрадиции.

Безусловно, позиция любой международной организации, как я думаю, будет одна: необходимо гуманное отношение к задержанным вне зависимости от их статуса и соблюдение их прав, а также объективное судебное разбирательство.

Может ли судебный процесс в отношении задержанных стать громким?

Если исходить из информационного потока, которым сопровождается данное задержание, то сам судебный процесс обещает быть громким. Однако не нужно забывать, что основой любой судебной системы является беспристрастность и объективность, она должна избегать политизированности при рассмотрении подобных дел. В противном случае судебный процесс превратится в фарс.

Чем это может грозить РФ, и есть ли плюсы в этой ситуации для Украины, которые она может использовать для урегулирования конфликта на Донбассе и установления мира?

Как гражданин России, я считаю, что только ленивый сейчас не ищет способов наказать нашу страну, выставляя её каждый раз как какого-то злодея, который хочет поработить весь мир, и заявляя, что нужно любым способом одолеть этакого «русского Голиафа».

Я убежден в крайней важности конструктивного диалога, в котором каждая из сторон сможет найти приемлемые для себя и другой стороны решения.

Выход есть всегда, просто рано или поздно нужно от слов переходить к делу, проявить политическую волю, мудрость, здравый смысл и дипломатичность при разрешении острых конфликтов.Чем больше будут проявляться такие качества, тем больше вероятность добиться положительного результата для сохранения мира. И это не показатель слабости, это показатель силы духа, которыми обладает любой человек или народ.