На данный момент СУ ФСБ в рамках дела в отношении участников проекта “Шалтай-Болтай” Владимира Аникеева (Льюис), Константина Теплякова (Мартовский Заяц) и Александра Филинова (Шляпник) признало потерпевшим одного человека.

Как рассказал “Росбалту” источник, знакомый с ситуацией, им является директор Дирекции по управлению проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства ОАО “Сбербанк России”, вице-президент Федеральной уполномоченной организации “Универсальная электронная карта” (УЭК) Евгений Кисляков.

По версии следствия, в феврале 2016 года Аникеев вместе с соучастниками, используя вредоносные программы, получили неправомерный доступ к почтовому ящику банкира, скачали личную и служебную переписку, а потом разместили ее в сети Интернет. Украденные у Кислякова массивы информации были обнаружены на одном из носителей, изъятых у Аникеева после задержания осенью 2016 года. Сам Льюис и Тепляков дали признательные показания во взломе почты Кислякова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Двое участников хакерской группировки «Шалтай-Болтай» признали свою вину

По версии источника агентства, также в материалах дела “Шалтая-Болтая” фигурирует фамилия заместителя начальника управления по внутренней политике администрации президента Тимура Прокопенко. СУ ФСБ полагает, что почтовый ящик чиновника был “взломан” участниками проекта “Шалтай-Болтай”. Аникеев на допросах не опровергает данный факт. Однако пока Прокопенко потерпевшим по делу не признан.

“Сейчас проводятся оперативно-следственные мероприятия по данному делу, в том числе — по установлению возможных пострадавших. На сайтах “Шалтая-Болтая” появлялось содержимое почтовых ящиков, приписываемых многим чиновникам, бизнесменам, журналистам. Однако большинство из них опровергает то, что это была их почта. Поэтому и потерпевшими их признать невозможно. Сколько лиц будет официально признано потерпевшими, сказать сложно. Общее расследование “дела “Шалтая-Болтая” еще будет идти. А вот материалы в отношении Аникеева уже в апреле планируется выделить в отдельное производство и передать на рассмотрение в суд”, — рассказал источник агентства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хакеры «Шалтая-Болтая»: чем занимались и какие цели преследовали

Напомним, сразу после задержания Льюис дал признательные показания, активно сотрудничал со следствием и заключил досудебное соглашение. С учетом всего этого он не может получить больше, чем две трети от максимального срока по статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации), который составляет пять лет лишения свободы. Скорее всего, с учетом раскаяния и сотрудничества со следствием, Аникееву назначат условный срок. Сам он сейчас содержится в СИЗО “Лефортово”. Предполагается, что материалы в отношении Льюиса будет рассматривать в особом порядке один из судов Санкт-Петербурга — по месту задержания и обнаружения носителей с перепиской. Напомним, что сотрудники ФСБ задержали Аникеева осенью 2016 года в аэропорту “Пулково”.

Переписка Тимура Прокопенко была выложена на ресурсах “Шалтая-Болтая” весной 2015 года. Несколько писем из почты Евгения Кислякова, в том числе касающихся “подковерных интриг” по запуску проекта УЭК в Санкт-Петербурге, “Шалтай-Болтай” опубликовал в марте 2016 года. Хакеры написали, что раздумывают над тем, выложить весь массив писем, якобы принадлежащих Кислякову, в открытый доступ или выставить на биржу по торговле чужой перепиской. Был выбран второй вариант, и моментально вся информация была куплена неизвестными за 58 биткоинов ($56666). Так что широкие массы не смогли узнать тайны топ-менеджера “Сбербанка”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стало известно имя еще одного фигуранта уголовного дела хакеров «Шалтай-Болтай»

Примечательно, что как рассказывали ранее источники “Росбалта” в правоохранительных органах, именно в марте 2016 года начальник управления Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергей Михайлов и его подчиненный Дмитрий Докучаев начали оперативную разработку хакеров “Шалтая-Болтая”. Закончена она была летом 2016 года, когда установили всех участников проекта, а в ряде связанных с ними фирм провели обыски. Но задержаний не последовало. Источник агентства, говорил, что после этого у “Шолтая-Болтая” появился новый куратор (намекая, что им мог быть Михайлов), который начал “подкидывать” определенные переписки для публикации на ресурсах хакеров.

Потом “Шалтая-Болтая” разрабатывало уже другое подразделение ФСБ, которое и задержало вначале Аникеева, а затем Теплякова и Филинова. Через несколько дней после ареста последних под стражу были взяты Михайлов и Докучаев. Хотя формально два расследования не связаны друг с другом. Представители сайта “Шалтай-Болтай” обвиняются в хакерских атаках, а сотрудники ЦИБ ФСБ — в госизмене.

8 февраля стало известно, что один из участников группы хакеров “Шалтай-Болтай” планирует попросить политического убежища в Эстонии.
1 февраля сообщалось, что по делу лидера хакерской группы “Шалтай-Болтай” Владимира Аникеева под стражей находятся еще два его предполагаемых сообщника: Александр Филинов и Константин Тепляков.
23 сентября 2015 года сообщалось, что группа хакеров “Шалтай-Болтай” (“Анонимный интернационал”) обнародовала переписку топ-менеджеров российских государственных компаний, которые обсуждали проект “отдельного Интернета” для России.
7 августа 2015 года хакеры из группировки “Анонимный интернационал” (“Шалтай-Болтай”) нашли секретную информацию Министерства обороны РФ в публичных почтовых ящиках на сервисах yandex.ru, mail.ru и gmail.com.
17 июля 2015 года хакеры от лица Михайловского сельского поселения Советского района Марий Эл, известные под именем “Уральские киберпартизаны”, взломали сайт госзакупок России и поместили там объявление о продаже поста президента России.