После трех дней Соломенский суд Киева 7 марта избрал меру пресечения временно отстраненному от исполнения обязанностей главе ГФС Роману Насирову в виде содержания под стражей на срок 60 дней с возможностью внесения залога в размере 100 млн гривен. Правоохранительные органы подозревают его в нанесении ущерба государству на сумму более 2 млрд гривен за принятие необоснованных решений о рассрочке налогового долга в интересах нардепа Алексадра Онищенко. #Буквы попросили адвоката Андрея Цыганкова дать экспертную оценку судебного процесса.

О вручении подозрения и попытке задержания со стороны НАБУ

“В данном случае мы не знаем, почему зачитывание подозрения происходило именно ночью. Возможно, у НАБУ есть ответ относительно необходимости таких действий. Процессуальные действия ночью возможны, но они носят исключительный характер, который должен быть аргументирован (то есть должны быть намерения уничтожить доказательства, давление на свидетелей и так далее). Поскольку на сегодняшний день такого объяснения нет, то считать, что такие действия были законными, оснований нет”, – заявил он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд избрал меру пресечения Насирову: 60 дней СИЗО

По его словам, если действия происходят в исключительном порядке, то по крайней мере защита должна быть проинформирована, почему к их клиенту применяются исключительные действия. “Насколько мне известно, сторона защиты не заявляла о том, что им сообщали о таких основаниях”, – подчеркнул Цыганков.

Адвокат также отметил, что оглашение подозрения Роману Насирову, который, как заявляли, был без сознания и не воспринимал происходящее, действительно не соответствует требованиям закона, так как лицо должно осознавать, что за документ и каким образом ему его предъявляют.

“Поэтому, не имея упомянутой информации о необходимости зачитывания подозрения и задержания ночью, сказать, было оглашение подозрения законным или нет, невозможно. Но при отсутствии этой информации на сегодняшний день нет оснований считать, что была исключительная необходимость делать это ночью”, – сказал Андрей Цыганков.

О наличии у Романа Насирова гражданства Великобритании

(Следует отметить, что о новых подробностях судебного процесса, когда прокуроры заявили о наличии у Насирова гражданства Великобритании, Андрей Цыганков узнал только во время общения с #Буквами. Следовательно, и с самими документами, которые обнародовали прокуроры, Цыганков знаком не был).

“Украина воспринимает любого человека с украинским гражданством как гражданина Украины. По закону Украины прокуратура и НАБУ не могут воспринимать его как гражданина Великобритании. У нас независимо от того, сколько гражданств есть у гражданина Украины, он воспринимается как гражданин Украины”, – отмечает Цыганков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Сети появилось видео, как Насирову зачитывают подозрение в палате больницы

По его словам, если у гражданина Украины есть другое гражданство, это не можно считать нарушением закона – то есть это никак не наказуемо. “Единственное, если исходить из нового закона о госслужбе, то там указано, что госслужащий не может иметь второго гражданства”, – подчеркнул адвокат.

Что касается возможности уехать в другую страну и получить там защиту в качестве гражданина той страны — то это, наверное, воспринимается прокуратурой как определенный риск. “Судья может рассмотреть такие доказательства как другой паспорт, билеты и дать этому оценку. Но для этого должны быть предоставлены документы, которые будут восприняты судьей как доказательства. Если были предоставлены такие документы — то это может рассматриваться как риск, что он может покинуть территорию Украины”, – заявил Андрей Цыганков.

О правовой позиции стороны защиты и стороны обвинения

Адвокат отмечает, что на сегодня происходящее со стороны защиты в некоторой степени является волей клиента.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Суд не разрешил проведение судебно-медицинской экспертизы здоровья Насирова

“То есть на сегодняшний день защита результативна только в том, что лицо до сих пор не под стражей. И продемонстрирована та ситуация, что в течение 72-х часов законно содержать его под стражей и определить меру пресечения не получилось”, – подчеркивает Андрей Цыганков, отмечая при этом, что мера пресечения, которая будет определена сегодня, 7 марта, по его мнению, будет являться необоснованной законом.

“Любая мера пресечения будет результатом давления на суд. Это и приезд домой к судьям, окружение суда пикетами, заход в зал народных депутатов”, – заявляет он.

“У нас был дискуссия с народным депутатом Найемом, мы с ним переписывались в Facebook. Я ему объяснил, что любое появление его в зале суда как народного депутата уже является давлением на суд. Поэтому было бы порядочно, если бы народные депутаты появлялись в зале заседания суда только в случае, когда они кого-то берут на поруки, или когда их допрашивают, или когда они дают показания”, – подытожил адвокат Андрей Цыганков, отметив, что такие факты давления будут использоваться адвокатами для обжалования решения.

Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро просят суд применить для отстраненного главы ГФС Романа Насирова меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога в размере 2 млрд грн.
2 марта детективы НАБУ попытались задержать главу ГФС Романа Насирова, но вахтеры больницы “Феофания” не пропустили их в помещение.
3 марта главе Государственной фискальной службы Роману Насирову вручили уведомление о подозрении.
3 марта в САП заявили, что глава ГФС Роман Насиров принимал необоснованные решения о рассрочке налогового долга, действуя в интересах нардепа Алексадра Онищенко.
3 марта Кабинет Министров Украины принял решение отстранить Романа Насирова от должности главы Государственной фискальной службы. Исполняющим обязанности главы ГФС был назначен Мирослав Продан.