Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг для многих была примером успешной женщины. Но теперь репутация утеряна. #Буквы вспоминают историю взлета и падения второго лица в Facebook.

В 2014 году Шерил Сэндберг оказалась в рейтинге Forbes среди 100 самых влиятельных женщин мира. Она стала символом успеха среди женщин, а ее книжка “Lean In” (дословно “Поднажми” или “Навались”, официальный перевод – “Не бойся действовать”) стала международным бестселлером и основой философии успешных женщин. 

В 2017 году Шерил уступала в рейтинге самых успешных женщин от Forbes только Ангеле Меркель, Терезе Мэй и Мелинде Гейтс. Но вскоре ее карьера разлетелась в пух и прах из-за скандалов с утечкой личной информации пользователей Facebook, с которой команда Сэндберг не справилась. 

Вначале компания закрыла глаза на пост кандидата в президенты США Дональда Трампа о необходимости полностью запретить мусульманам въезд в США. Потом пришли российские тролли и хакеры. Компания проигнорировала предупреждение бизнесмена и эксперта в области компьютерной безопасности Алекса Стэймоса. Тот утверждал, что россияне прощупывают страницы связанных с президентской кампанией пользователей.

В марте прошлого года издания The Times, Observer of London и The Guardian опубликовали совместное расследование о том, как пользовательские данные Facebook попали к специалистам Cambridge Analytica будто бы для политических исследований, но были использованы для вмешательства в выборы.

Сэндберг включилась в работу, пытаясь установить личные контакты с политиками в Вашингтоне. Facebook пытался параллельно испортить имидж другим компаниям, таким как Google. Все это происходило с ведома и одобрения Шерил.

Информация об утечках продолжает появляться с завидной регулярностью. Например, в декабре прошлого года в издании The New York Times сообщили, что Facebook предоставлял данные пользователей 150 сторонним компаниям. Немного ранее парламент Великобритании опубликовал информацию о продаже данных пользователей Facebook. Занятно, что судя по внутренней переписке компании, в Facebook это не считали чем-то плохим и рассматривали просто как возможность получения дополнительного дохода. 

“Взрослая в комнате”

Сэндберг родилась в 1969 году в Вашингтоне в семье врача-офтальмолога и преподавательницы французского. С детства была отличницей, а в старших классах даже преподавала аэробику. Гарвард тоже закончила с отличием, получив диплом бакалавра экономики. Там же создала организацию “Женщины в экономике и в правительстве”.

В университете Шерил познакомилась с преподавателем экономики Лоренсом Саммерсом. Он стал ее наставником – когда перешел во Всемирный банк, взял Шерил на должность научного сотрудника. Там она занималась вопросами инфекционных заболеваний в Индии, а потом работала в аппарате Саммерса, когда тот стал министром финансов США.

С 2001-го, после отставки Саммерса, Сэндберг работала в Google – возглавляла команду, занимающуюся контекстной рекламой в Google AdWords. За шесть лет она дослужилась до вице-президента по мировым онлайн-продажам. Ей предлагали пост финансового директора, но она хотела попасть в руководство.

“Ее интересовала позиция операционного директора, но все решения в Google принимала тройка основателей: Эрик Шмидт, Ларри Пейдж и Сергей Брин, — писал о Сэндберг в 2011 году журнал New Yorker. — Усложнять эту структуру в компании не хотели”.

24 декабря 2007 года на рождественской вечеринке у бывшего операционного директора Yahoo Дэна Розенсвейга Сэндберг познакомилась с Марком Цукербергом, “23-летним ребенком, неожидано возглавившим одну из самых больших IT-компаний мира”, – написали в BuzzFeed. Ранее Цукербергу предлагали познакомиться с Шерил, поскольку Facebook не приносил дохода, а она была опытной в деле монетизации, но основатель соцсети не решался. На вечеринке они проговорили больше часа и договорились встретиться в новом году. Эти встречи проходили в тайне, чтобы не привлечь внимание коллег из Кремниевой долины. Цукерберг в то время жил в студии без мебели, и его квартира для встреч не подходила.

В феврале 2008 года Сэндберг ушла из Google (где ее команда насчитывала 4 тыс. специалистов) и стала операционным директором по монетизации в Facebook. В 2010 году компания вышла в плюс. Шерил приписывают то, что рыночная стоимость компании в 2012 году составила $100 млрд и Facebook получил статус “суперединорога” (“единорогом” называют IT-стартапы с рыночной стоимостью $1 млрд). 

Положение Сэндберг в компании журналисты называли “взрослая в комнате” из-за ее большого опыта работы в IT-бизнесе. Как считалось, она должна присматривать за молодыми и “зелеными” Цукербергом и его командой. Сэндберг фактически стала в компании вторым человеком — она занималась продажами, маркетингом и развитием, а также отвечала за кадры, связи со СМИ и общественностью. В 2012 году она стала первой женщиной в составе директоров Facebook. Ей принадлежало более 40 млн акций компании, которые Сэндберг продала с выходом Facebook на биржу. Сейчас Forbes оценивает ее состояние в $1,5 млрд.

ECUT4UQDVAI6TNVJBKS4F7GJ4Q

Стопка книг “Lean In” ожидает встречи с фанатами автора в 2013 году. Фото: The Washington Post

“Она уникальна тем, что исключительно высокий IQ у нее сочетается с очень высоким эмоциональным интеллектом. В одном человеке такое встречается очень редко”, — говорил Цукерберг о Шерил журналу Time в 2013 году.

Она также была примером успешной семейной женщины, но в 2015-м умер ее муж Дэйв Голдберг, гендиректор сервиса SurveyMonkey, в прошлом — топ-менеджер в Yahoo. У Шерил осталось двое детей. Через два года она издала книгу “Option B” (в русском переводе она называется “План Б. Как пережить несчастье, собраться с силами и начать жить снова”). В своих выступлениях Сэндберг часто говорила о равноправии в браке, где оба супруга делят обязанности по обеспечению семьи.

Сезон охоты открыт

Репутацию Сэндберг разгромило расследование британской газеты The Observer и американской The New York Times по поводу сотрудничества Facebook и Cambridge Analytica. 

В американском Конгрессе создали специальную комиссию, которая расследовала передачу личной информации пользователей соцсети третьим лицам. Конгрессмены проводили допросы Цукерберга и Сэндберг. Количество пользователей Facebook уменьшалось, и стоимость компании падала. Но тем не менее в прошлом году стоимость Facebook была на уровне $140 млрд, а компания объявила, что сайт имеет более 2,23 млрд активных пользователей в месяц.

В ноябре 2018 года издание The New York Times обвинило в скандалах вокруг компании лично Сэндберг – она определяла политику компании по защите персональных данных пользователей. И именно она не предавала значения внутренним рапортам о политической активности российских троллей. Кроме того, Шерил призывала подчиненных скрывать и замалчивать факты предоставления пользовательских данных сторонним организациям.

В то же время The Wall Street Journal опубликовал материал, в котором говорится, что Цукерберг обвинил во всем Сэндберг. Глава Facebook наговорил столько, что она начала переживать за свою работу в компании, сообщали журналисты со ссылками на анонимные источники. 

Цукерберг считает, что Сэндберг должна была более эффективно подавлять публичную “истерию” и более агрессивно распределять ресурсы для мониторинга контента на сайте, сообщали журналисты. Хотя ранее они разделяли ответственность. В апреле Сэндберг сказала Bloomberg, что чувствует “глубокую личную ответственность, потому что было допущено много ошибок”. Днем ранее Цукерберг сказал журналистам: “Я основал эту компанию, я ею управляю. Я несу ответственность за то, что здесь произошло”.

Но после осенних публикаций открылся сезон охоты на операционного директора, пишет издание Next Tribe. Начался шквал критики, и Сэндберг взяла огонь на себя, хотя, как показывал опыт Facebооk 2008 года, смотреть надо на “больших боссов”. Также она пыталась подавить критику, например, лгала, что не знала о поливании грязью Джорджа Сороса – одного из главных критиков Facebook. Действовала она и внутри компании.

В декабре прошлого года агентство Bloomberg сообщило, что 31 организация по защите гражданских прав, включая National LGBTQ Task Force и MoveOn (была основана в 1998 году в ответ на импичмент президента Билла Клинтона), призвали Сэндберг и Цукербрега оставить руководство Facebook.

18 декабря 2018 года Шерил опубликовала в официальном блоге Facebook заявление, в котором от имени Facebook пообещала, что компания станет лучше, повысит конфиденциальность, остановит распространение ненавистнических высказываний и пресечет попытки влиять на выборы через соцсеть.

“Взобралась на слишком высокий пьедестал”

Среди главных критиков Сэндберг оказались сторонники ее философии “Lean In”. Автора книги теперь считают воплощением элитаристской и безответственной корпоративной культуры – той, что она пыталась изменить. В Facebook решили повесить на нее всех собак, а вот репутация Цукербрега практически не пострадала. Facebook может решиться избавиться от Шерил на фоне народного гнева, считают эксперты.

“Сама идея, что можно получить все и сразу, — ложь. Добиться всего одновременно невозможно. В жизни обычно бывает так, что сколько ни наваливайся, а все равно ничего не получается”, — говорила Мишель Обама в декабре 2018-го.

Нападки на Сэндберг могут быть столь активными, потому что она женщина – на мужчину обращали бы гораздо меньше внимания, считает Next Tribe.

“Шерил Сэндберг, возможно, сама сделала себя такой заметной, взобравшись на слишком высокий постамент. Но когда мужчина совершает ошибку и падает с пьедестала, он может отряхнуться и получить второй шанс. Когда женщина падает – это конец”, – говорит Розалинда Барнетт, соавтор книги “The New Soft War on Women” (“Новая мягкая война с женщинами”).

Считается, что мужчины обладают потенциалом, а женщин оценивают по тому, как они себя проявляют. Потому у плохой актрисы не будет шанса на второй акт, добавляет она.

Шерил имела успех, была символом женщины, способной добиться высот в семье и на работе, но сейчас ее жизнь идет кувырком. Возможно, Сэндберг просто слишком увлеклась идеалистической философией в теории, а на практике сделала то, что, как считала, должна была, предполагают журналисты.

По материалам издания “Медуза”