Первое мая в этом году, по традиции, прошло агрессивно и не без эксцессов для анархистов.

В Киеве, кроме попыток блокирования акции Коммунистической партии Украины (КПУ) в парке Славы, националистические силы предприняли попытку напасть участников акции анархистов возле Контрактовой площади. Тогда “Громадське ТВ” назвало нападающих активистами движения “Автономных националистов”.

Не совсем понятно почему редакторы “Громадского” обозначили нападающих как “Автономных националистов”, ведь логичнее было предположить, что нападающие ассоциируются с “Правым сектором”.

Поскольку 30 апреля на официальном сайте “Правого сектора” появилась угроза о попытке срыва всех акций, проводимых абсолютно всеми левыми силами независимо от причастности к идеологическому наследию СССР или организационной связи с КПУ. В статье “Каждое левачество – враг” выражается мнение, что не смотря на различие во взглядах “старых” и “новых” левых, главной сутью всех левых движений является борьба с институтом брака и пропаганда сексуальных извращений. Поэтому отношение к ним должно быть не менее агрессивным, чем к самому про-российскому Петру Симоненко. 

Исходя из контекста критикуемых “Правым Сектором” организаций, можно заметить, что автор статьи достаточно близко знаком со многими леваками и понимает различия в подходах разных левых организаций. Таких как “Анархистский Союз Трудящихся” и студенческий профсоюз “Прямое действие”, на которых 1 мая была предпринята  попытка нападения. Есть основания полагать, что автор статьи Артем Скоропадский, он же пресс-секретарь “Правого Сектора”, известный дружбой с представителями киевского ЛГБТ-сообщества.

prov001

1 мая представители “Правого Сектора” предприняли попытку помешать проведению “Социального марша” во Львове, организованного активистами “Автономного Опору” (АО), который ассоциируется с левыми силами. Потому, исходя из объяснений в указанной выше статье на сайте ПС, так же не имеет права на проведение своих акций.

Складывается впечатление, что попытками срыва акций левых занимался именно “Правый Сектор”. Но на видео “Громадского”, в котором они называют нападающих “автономными националистами”, фигурирует один из лидеров неформального объединения “с14” и активист ВО “Свободы” Сергей Бондарь.

prov002

Именно он один из тех, кого впоследствии разные информационные ресурсы, ссылаясь на “Громадське”, назовут вмешавшимися в конфликт с милицией и “отбившими задержанных”.

Зайдя в официальную группу “Автономных националистов” в соцсети “Вконтакте”, видим, что, несмотря на декларируемую ненависть к коммунистическим движениям, общепринятую среди всех правых сил, “автономы” заявили о проведении своих акций, приуроченных к Первомаю под лозунгами борьбы за социальные права украинцев и борьбы с олигархией.

Марши под эгидой “автономных националистов” прошли в Мариуполе и Виннице.

prov003

Издание УНН указывает, что в мариупольском марше приняли участие “Правый сектор” и “Мариупольская Самооборона”. Тем не менее известно, что на данный момент куратором проекта “Автономные Националисты” является Игорь Криворучко. Бывший глава киевского отделения “Патриота Украины”, ушедший оттуда вместе с Игорем Мосийчуком после разногласий с Андреем Билецким. На данный момент Криворучко имеет свою организацию “молодежная инициатива “Центр”.

prov004

“Социальный Марш” во Львове, проведению которого помешали представители ранее дружеского “Автономному Опору” “Правого Сектора” проходил под лозунгами борьбы с повышением коммунальных тарифов, МВФ и повышения пенсионного возраста. Судя по официальным комментариям “Правого Сектора” по поводу перекрытия улицы для марша, ПС не против заявленных требований, но против самих “левых”.

При этом ПС не стал мешать проведению марша заявленного “Свободой” 3-го мая под теми же лозунгами, что и 1-го мая у “Автономного Опора” из-за правой, идеологической солидарности.

prov005

После разрыва отношений “Автономного Опора” с националистическими движениями, название “Автономных националистов” не было ни за кем закреплено и оставалось в виде некоего бренда.

На данный момент мы видим, что название “Автономные националисты” начинают использовать представители  ряда националистических движений, отводя внимание общественности от тех организаций, активистами которых на самом деле они являются. К примеру, несмотря на то, что во время нападения на шествие анархистов были замечены конкретные личности конкретных партий, ответственность за нападение взяли именно “Автономные националисты”, а не те партии, которых представляют нападающие в официальной политике.

Нужно подчеркнуть, что ответственность взяли не сразу, а лишь 3 мая. Важным моментом, является то, что группа “Автономных националистов” во “Вконтакте” трактует нападение не на почве идеологических разногласий правых и левых сил, а объясняет такими же абстрактными проблемами, как и “Правый Сектор”. Только если ПС объясняет нападение, как борьбу за “семейные ценности”, то “Автономные националисты”, как борьбу “за существование наций”.

prov006

Интересный факт об “Автономных националистах”.

Во время недавних шахтерских протестов в Киеве, которые ряд политиков и известных журналистов назвали проплаченными, а их участников “ахметовскими титушками”, группа “Автономных националистов” призывала к поддержке этого протеста и называла его не иначе, как “антиолигархический”.

prov007

Нужно отметить, что вне разбирательств и упреков, кто именно организовал шахтерские выступления в Киеве, их информационным освещением занимались группы в соцсетях, связанные с  Антимайданом и группы военных формирований в ЛДНР, как например ГБР “Бэтмэн”. Кроме группы “Автономные националисты” о шахтерских выступлениях не было сказано ничего хорошо ни на одном националистическом ресурсе.

“Автономные националисты” так же выразили поддержку “Кредитному майдану”, который связывают с Викторией Шиловой, в прошлом функционером “Радикальной Партии” Олега Ляшко. На данный момент Шилова считается пророссийской активистской и занимается пропагандой в контексте “политики Путина”.

prov008

Нападение на анархистов 1 мая, при своей логичности противостояния левых и правых движений, является достаточно символичным. Складывается впечатление, что нападение совершенно, как попытка устранения конкурентов. В пользу этой версии свидетельствует хотя бы факт того, что кроме “анархистского шествия” 1-го мая в Киеве так же было шествие “марксистов” и презентация целой “левой партии”. Но “Автономным националистам” это было неинтересно и они выбрали для нападения именно анархистов.

Важным моментом является то, что нападающие на анархистов националисты очень давно не используют в своей риторике критику левой идеологии. Более того, группы в социальных сетях указанных выше партий, ориентируемых на привлечение внимания более продвинутой молодежи, в отличии от обыкновенного электората, полны призывов борьбы за классовые интересы наемных работников и антикапитализма.

В своей пропаганде правые используют грядущую социальную революцию, в которой националисты должны выступить как авангард борьбы с рыночной экономикой, глобализацией и буржуазией. Другими словами присваивают себе левые термины, пытаясь перетянуть левое электоральное поле, поскольку понимают, что оно практически безгранично. Но если такие силы, как КПУ Симоненко давно утратили настоящее влияние в обществе, то рост популярности непартийных, не связанных со старой властью или деньгами олигархов, левых организаций – вопрос времени.

Националисты рассматривают анархистов, на которых попытались совершить нападение, как политических конкурентов. Не отрицая важности проблем, борьбу с которыми декларируют левые, правые используют больные для общества стереотипы, о “пропаганде гомосексуализма” или “наркомании” для оправдывания применения насилия против левых. Но вопрос для чего? Для чего правым, националистическим силам выступать за те же ценности за которые выступают и леваки и в это же время пытаться обозначить четкие, по их мнению различия?

Националисты все время твердят о монополии олигархов и необходимости улучшений жизни обыкновенных граждан. По факту, активисты “Свободы”, “Правого Сектора” и организаций контролирующихся Игорем Мосийчуком в рамках бренда “Автономные националисты” призывают участвовать своих активистов в акциях, имеющих явный про-российских след, как например “Кредитный Майдан” или акциях “Батальонного Братства”, связанного с бывшим членом “Радикальной Партии” Сергеем Мельничуком, что вызывает определенные вопросы к лидерам указанных выше парламентских партий.  

Традиция проведения “Правых Первомаев” для Украины не нова. Впервые их проведением занялись активисты “Украинской Национал-Трудовой Партии”. #БУКВЫ уже писали о них. Подчеркивание различий между  национал-социализмом, сторонниками которого являлись активисты УНТП и украинским националистами, заставили первых очень качественно подойти к проблеме экономических отношений, от которых националисты, в общей своей массе отказывались, отдавая предпочтения лишь культурным или историческим проблемам. Углубление в вопросы подхода нацистской Германии к решению социальных и экономически проблем заставило УНТП официально признать себя сторонниками “немарксистского социализма”. УНТП – первая в Украине националистическая сила, которая  выразила желание принимать участие в деятельности, ассоциировавшейся на тот момент с левой политикой, такой как профсоюзная или любая другая, касающаяся социальных, материальных проблем. С 2006 г. УНТП ежегодно проводила свои Первомайские акции под лозунгами борьбы за “интересы белого рабочего класса” и против “международных еврейских банков”. 

Деятельность УНТП, в данном контексте, оказалась достаточно успешна. Не имея за собой никакого примера реальной профсоюзной деятельности или успешного завершения какой бы то ни было активности на ниве социальных проблем, УНТП стало восприниматься как возможная альтернатива мало привлекательным КПУ, СПУ или ПСПУ. Красивая картинка радикалов под националистическими лозунгами активно ворвалась в СМИ, в то время, как старые коммунисты могли вывести лишь проплаченную массовку студентов и пенсионеров.

Успех украинской нацистов привлек внимание российских радикальных националистических движений. Многие из них обратились к опыту использования левой, социалистической риторики в своей пропаганде.

prov008

Помощь активистов УНТП своим российским товарищам при организации “Правых Первомаев” способствовали налаживанию между ними более тесных связей, что привело к регулярному посещению украинских националистических акций российскими нацистами. На данный момент можно привести, не имеющий уже никакого смысла, забавный пример, как один из представителей российской “Национал-Социалистической Инициативы” скинхед “Муха”, неоднократно посещавший первомайские марши в Киеве и Львове выставляется российской пропагандой, как пример фашизации всего украинского общества с припиской “в Украине фашистов нет”.

prov009

Фото: dapd

Оказалось, что для решения, априори левых проблем, не обязательно привлечения нереспектабельных пророссийских организаций, что увеличивало политическую популярность УНТП. Украинские националисты, которые изначально не желали принимать участие в решении социальных проблем, в ответ на рост популярности УНТП решили придать старому термину “социал-национализм” по-настоящему идеологический смысл. Социал-национализм, изначально, планировался лишь как банальная игра слов в подчеркивании симпатий к идеологии национал-социализма основателями “Социал-националистической партии Украины” Парубия. Но в будущем, уже известные народные депутаты от “Свободы” Андрей Ильенко и Юрий Михальчишин наполнили социал-национализм полноценной идеологией, проведя различия между национал-социализмом. Они придумали свой правый, отличительный от коммунистов, социализм. Программные тексты  ВО “Свобода” до сих пор указывают на причастность партии к социал-национализму.

ВО “Свобода” – до недавнего времени, парламентская партия также как и КПУ. Несмотря на позиционирование друг друга, как социалистических партий, ни одна из них не провела ни одного социалистического законопроекта в ВР. Но у “Свободы” все же есть плюс, связанный с активностью подконтрольной молодежи, которая регулярно принимает участие, а часто  сама инициирует, позитивные общественные инициативы, связанные с борьбой с точечными застройками, экологическими или другими социальными проблемами, как коррупция в органах МВД.

Позитивный имидж “Свободы” обеспечивается за счет активности молодежного неформального движения “с14” (его еще называют “Січ”), лидеры которого являются партийными функционерами “Свободы”, такие как указанный выше Сергей Бондарь, помогающий отбивать задержанных “автономных националистов” у милиции 1 мая.  

Сторонниками социал-национализма так же является организация “Патриот Украины”. До недавнего момента существовал целый блок мелких, подконтрольных Билецкому, организаций, который именовался “Социал-Националистическая Ассамблея” (СНА). Одним из лидеров СНА до середины 2014 г. являлся Игорь Мосийчук. После его расхождения с Андреем Билецким, активисты СНА, не пожелавшие примкнуть к структуре Билецкого – полку “Азов”, но ушедшие вместе с Мосийчком используют бренд “социал-национализма”, до сих пор. Одним из тех, кто до сих пор продолжает использовать статус причастности к СНА является Игорь Криворучко, не смотря на наличие у себя орагнизации “Центр”. 

Нужно подчеркнуть, что название “Автономные националисты” имеют тесную историческую связь с той самой УНТП и теперешним “Автономным Опором”, акциям которых периодически мешают активисты “Свободы” и, теперь уже,”Правого Сектора”.

#БУКВЫ уже писали об истории появления “Автономного Опора”. Стоит лишь подчеркнуть, что в прошлом “автономные националисты” – это самоназвание движения АО, в тот момент когда они еще представляли радикальные правые силы и тесно сотрудничали с ВО “Свободой” на политической сцене. Именно благодаря деятельности “Автономного Опора”, который добровольно согласился на использование их акций под предвыборную кампанию “Свободы” до 2012 г., например Юрий Михальчишин стал народным депутатом. В политической структуре “Свободы” именно он ранее являлся куратором деятельности АО. В тот момент, когда АО отказалось от радикальной националистической риторики и объявили себя социалистическим, левым, движением “Свобода” разорвала с ними контакты и пытается  мешать их деятельности во  Львове, организовывая нападения на активистов и устраивая провокации.