Научные достижения страны всегда были поводом для гордости. Но в современном мире технологии и знания перестали быть роскошью, сегодня внутренняя политика обязана поддерживать технологический прогресс, наука – это основа экономики, национальной безопасности и социального благополучия.  

Исполинский высокоплан грузно опустился на австралийский бетон – аэропорт столицы Западной Австралии никогда не видел подобного, и десятки тысяч горожан радостно приветствовали украинскую “Мрию” – самый большой самолет в мире доставил 100-тонный груз из Праги в Перт.

Николай Кулинич, посол Украины в Австралии, раздает комментарии местной прессе: “Мрия” – на 100 % украинский самолет, он разработан и собран в Украине, его пилотирует украинский экипаж и обслуживают украинские инженеры”.

Австралийцы дают самолету звонкое название “Повелитель неба”, а украинцы с нескрываемой гордостью пересматривают ролик посадки воздушного судна.

Первый полет АН-225 был совершен в 1988 году и принадлежит совсем другой эпохе. Передовой разработке тогда не было равных в мире, нет и сейчас, но с того времени украинские гении не создали ничего нового.

8888 667x472

Украина – земля, которая дала миру гениальных инженеров ХХ века – пионера самолетостроения Сикорского, создателя прикладной космической программы Королева, архитектора первого в Европе компьютера Глушкова и, конечно же, Бориса Патона. В ХХ веке мы шагнули далеко вперед, но сегодня мы живем прошлым и ничего не создаем. Страна борется за выживание и решает сегодняшние проблемы, некому поднять голову и посмотреть за горизонт. Технологии кажутся чем-то далеким, и науку откладывают на потом, когда экономика придет в порядок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На низком старте. Как украинцы бросают стабильную работу ради многообещающих стартапов

К сожалению, без технологий и науки здоровая экономика невозможна. Инновации всегда были основой экономического роста, самым мощным фактором добавочной стоимости и главным конкурентным преимуществом страны. Если Украина хочет занять место на мировой арене, то мы должны изобретать будущее с передовыми странами. Об этом не говорит лишь ленивый, но пока что никто не знает, как сделать украинскую науку прикладной.

В Украине проходят традиционные конференции, активно работают университеты, и страна продолжает входить в мировые топы по количеству людей с высшим образованием. Однако внедрение перспективных исследований безуспешно. Цикл создания новых продуктов нарушен, потенциальные инновации не находят практической реализации, поскольку связь между наукой и бизнесом разорвана. Ее восстановление должно стать одной из приоритетных целей любого реформаторского правительства.    

США были созданы в 50-х годах прошлого века. Любимый американцами Дуайт Эйзенхауэр – генерал, герой войны и первый командующий НАТО – становится президентом в самый разгар “холодной войны”.

В 1957 году СССР запустил в космос “Спутник-1”, американский же аналог существенно отставал и срывал все сроки. Телеканалы транслировали новости о том, как советский летающий объект уже второй раз пролетает над США, и население было близко к панике.

Космическая программа США была безнадежно отсталой и к тому же бюрократизированной. Ученые жаловались на отсутствие эффективной координации, непонимание общего процесса работы, внутреннюю конкуренцию. Силовые министерства требовали денег и времени на разработки, но они не могли обеспечить порядок и бессильно просили администрацию Эйзенхауэра обеспечить эфективный менеджмент науки.

Вся фигура Айка, как называли его соотечественники, олицетворяла строгий порядок – военный, консерватор, пресвитерианец. Но вопреки ожиданиям, он не стал чистить авгиевы конюшни министерств.

7 января 1958 года Эйзенхауэр отправляет запрос в Конгрес с требованием профинансировать ARPA – Агентство по перспективным научно-исследовательским разработкам США, куда со временем добавится слово “оборонным”. Летом того же года Эйзенхауэр даст старт Национальному управлению по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, известному нам как NASA.

Вместо того, чтобы сильной рукой раздавить чиновников, Айк организовал две независимые структуры из гражданских лиц. “Получайте своего менеджера, господа-ученые!”

Glenn62 750x553

Астронавт Джон Гленн во время первой орбитальной миссии США “Меркурий-Атлас-6”, 1962 год

В условиях “холодной войны” и постоянной угрозы президент вывел перспективные разработки из военного ведомства в сферу ответственности гражданских лиц. Возможно, любой другой президент не осмелился бы пойти против сложившегося порядка, но Генерал имел достаточный авторитет, чтоб отнять вожжи у высших военных чинов.

Автономное развитие технологий космической и оборонной промышленности пошло быстрыми темпами. Помимо полетов в космос и сверхпрочных элементов “ДАРПА”, миру даст новые технологии связи и тот самый протокол TCP-IP, который превратится в “Интернет”. Фундамент, заложенный в далеком 1958 году, формирует современное технологическое и экономическое могущество США.

Генерал Эйзенхауэр – последний американский президент, рожденный в XIX веке, наряду с Линкольном и обоими Рузвельтами. Он не мог представить появление Интернета, спутникового телевидения и сверхскоростных поездов, но он создал условия для их создания.

Современная система автомобильных путей США “Интерстейт” также была создана по инициативе Эйзенхауэра и отлично отражает идеологию созидательного любителя порядка: дайте людям условия – инфраструктуру, инструменты, поддержку, поставьте перед ними задачу – и они справятся. Он допустил автономию науки, обеспечил ученых всем необходимым и избавил от государственного регулирования.

Конечно, для этого нужны подходящие люди, Америка всегда гордилась своими университетами и исследовательскими центрами.

В Украине достаточное количество ученых, чтобы создавать будущее, значит, наше отличие от США в другом.

Стратегическое мышление лидеров, способность видеть мир на уровне ценностей и строгие принципы – вот главный капитал США.

Могущество современного Китая было создано в 70-х годах другим великим реформатором – Дэн Сяопином. Сменив во власти Великого Кормчего Мао, Сяопину пришлось разгребать последствия культурной революции, когда весь цвет нации был уничтожен. Высшее образование в Китае того времени было примитивным и не могло сравниться с мировыми школами. Выпускник университета обладал знаниями уровня европейского старшеклассника, а экономика была технологически отсталой. В таких условиях великая некогда держава не могла претендовать на международный авторитет. Дэн Сяопин определил науку и образование как первичные цели своих реформ. Как любой стратег, он видел, что страну создают люди, и им нужны знания и умения. Дэн Сяопин продолжал оберегать строгий тоталитарный порядок, но все усилия были направлены на привлечение знаний и технологий в экономику. Наука нашла применение на растущих предприятиях Китая, инвестиции хлынули в страну, и шаг за шагом Поднебесная империя превратилась во вторую экономику планеты.

191 gaokao 1

В Украине – высокий уровень знаний и талантов, однако, в отличии от Китая и США, страна не дает возможности их реализации. Главный ресурс державы, который десятилетиями выстраивал Сяопин, – образование, Украина сегодня щедро раздает всему миру. Лучшие украинские выпускники успешно реализуют себя за рубежом, поскольку не чувствуют, что их идеи нужны в родном доме. Многие стараются достучаться до государственного аппарата и заставить его развивать продукты нового тысячелетия. Однако, если даже великий американский президент предпочел оставить свои бюрократические структуры, почему Украина старается оседлать трухлявое прошлое?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие страны в 2015 г. инвестировали в Украину

Очевидно, государство не доверяет своему населению и боится отдать свои функции в руки далеких от политики людей. Со стороны мы видим, что это самый быстрый путь к технологическому прогрессу и росту, но вблизи государственная машина выглядит надежной и стабильной. Мир пока удивляется нашим достижениям 80-х годов, но он легко обойдется без нас. И чтобы стать частью этого нового технологичного мира, мы должны смотреть на себя и на свою страну как на людей новых, технологичных и ученых.

Государственный стратег должен смотреть на десятилетия вперед, тогда он не станет отвлекаться на бюрократию. Он будет видеть Украину как страну людей и возможностей. Украина может стать великой державой, но будущее создается прямо сейчас. Опыт  сверхдержав показывает, что необходимо всего два решительных действия:

– соединить науку и бизнес, вместе они найдут пути для развития; – защитить инновации и прогресс от бюрократии.

Создание украинских DARPA и NASA – это шаг, который потребует от руководства страны смелости. Но только смелые шаги создают будущее