В связи с последними заявлениями народного депутата Надежды Савченко, в соцсетях активно заговорили об опасностях идеализации украинских граждан, находящихся под незаконными уголовными делами в РФ. Два года в украинском обществе слагали легенды о “несломленном духе” украинской летчицы, однако стоило ей ступить на родную землю, как начался стремительный процесс ее дегероизации.

Сначала понеслись шутки про ее желание выпить водки, потом прогулки босиком в Верховной Раде, а позже оказалось, что тезисы речей Савченко, которые так охотно транслируют СМИ, полностью совпадают с тезисами “Украинского выбора” кума Путина Виктора Медведчука. Всем стало не смешно.У общества шок. Как так, “украинская летчица”, борец с тоталитарной судебной системой РФ, многократно голодающая за свободу и права человека, вдруг стала говорить о примирении с “ополченцами”, требовать разрыва Минских соглашений, но что самое главное, предложить официально признать Плотницкого и Захарченко легальными политическими фигурами и вести с ними переговоры напрямую об обмене военнопленными, например? Но от шока общество отошло, смирилось с этим и, теперь, во всю критикует Савченко, несмотря на былую любовь.  Даже, сторонники “Батькивщины” перестали ее оправдывать, ожидая, что Савченко вот-вот исключат из партии и лишат депутатского мандата.     

Надежда Савченко не единственная гражданка Украины, которая незаконно привлекалась к судебному разбирательству в России. Кроме нее, с учетом уже освобожденных Афанасьева и Солошенко, в тюрьмах РФ незаконно находятся и другие украинцы: Олег Сенцов, Александр Кольченко, а также, малоизвестные для большинства, Николай Карпюк и Станислав Клых.

Klyh

Дело Кольченко и Сенцова широко освещалось в украинских СМИ, и они оба пользуются достаточной позитивной популярностью. Ее результатом и, соответственно, общественной поддержки, стал недавний обмен Геннадия Афанасьева, фигуранта дела Сенцова, на российских работников ГРУ, попавших в плен к украинской стороне в Луганской области в 2015 году. А вот дело Карпюка и Клыха почти не освещалось, что дало возможность неправильной расстановки акцентов в обществе в истории их личностей и попадания в плен к российскому ФСБ.

С учетом того, что процесс освобождения граждан Украины из РФ набрал обороты, в СМИ обратили более пристальное внимание и на их дело. Только между вышеперечисленными делами и делом Клыха есть принципиальная разница, о которой многие журналисты оказались не в курсе. В отличии от заключенных украинцев в РФ, признанных политическими, попавших под преследование за участие в Майдане, условном “Правом секторе” и служащие ЗСУ, Клых – скорее активист “Антимайдана” и фактический участник пророссийских организаций.

klyh regiony

Именно на это я хотел обратить внимание, когда неожиданно для себя узнал, что семье Станислава Клыха украинские либералы, которых трудно было обвинить в симпатиях к российскому правительству, собирают материальную помощь, явно не понимая, что он из себя он представляет. Кто такой Клых они не знали, но призывали собирать деньги его матери Тамаре Клых, как пострадавшей семье от российских репрессий.

Я задался вопросом, как можно помогать тому, кто оказался потенциальным сторонником военной агрессии России против Украины в 2014? Тогда этот текст набрал много репостов и возмутительных комментариев в сторону активистов “Демальянса”, проводивших агитацию за помощь семье Станислава Клыха. Но, я могу предположить, что в “Демальянсе” до самого последнего момента не понимали, кому они оказывают помощь. В итоге они обозначили, что поддерживают Клыха не как политического активиста, даже с учетом его возможной причастности к “Антимайдану”, а как гражданина Украины, который незаконно, с нарушением всех международных норм о судебно-процессуальной деятельности и прав человека был задержан ФСБ, а позже, после применения пыток, оклеветал себя, дав показания против нескольких известных политиков в Украине, среди которых оказался даже Арсений Яценюк, на тот момент Премьер-министр.

Они настаивали на том, что Украина должна вытаскивать своего гражданина из тюрьмы в РФ, так как его причастность к пророссийским силам – это внутренне дело Украины и только она может привлекать к уголовному разбирательству Станислава Клыха. Я же не понимал, и до сих пор не понимаю, как можно оказывать ему помощь от страны, против существования которой выступал сам Клых?

Вопрос этот оставался открытым до момента освобождений Савченко, Афанасьева и Солошенко. Клых и Карпюк оказались следующие в очереди на освобождение. Но после краха иллюзий вокруг Савченко и моего текста о Клыхе, об этом деле говорят с неохотой. Но, как показала ситуация с развитием комментариев к посту, который я указал в начале текста, его судьбой заинтересовались определенные журналисты, которые вступились за его личность, опираясь на факт наличия у Клыха гражданства Украины. Более того, о Клыхе готовился целый текст на один информационный ресурс.

screen

И текст вышел. Получилось, что по мнению его авторов, совершенно неважно чем занимался Клых до момента своего ареста в России. Автор, судя из комментария, считает, что его пророссийская деятельность – это преувеличение, и что сам он, к моменту задержания, занимал проукраинскую позицию и даже посещал Майдан. Странно не говорить о том, что делал Клых “когда началась революция и война”. Но ведь об этом не молчат.

klyh antimaydanКлых во время Майдана

Bez zagolovka 1 822x648

Во время Майдана Клых посещал и оппозиционный Майдан

Российский националист Роман Стригунков, приехавший на украинский Майдан из России в конце 2013-го попытался охарактеризовать личность Клыха и объяснить, каким образом ему удавалось посещать сразу две разных по смыслу акции украинской оппозиции и сторонников “Партии регионов”:

klyh22

В интервью Стригунков говорит и о том, что Клых не участвовал в военном конфликте в Чечне. В силу причастности к пророссийским ультраправым организациям, у которых непопулярны антиимпериалистические настроения любых народов, входящих в состав Российской Федерации или бывшей Российской Империи, в том числе и украинцев. Клых не мог поддерживать националистов из УНСО, воевавших на стороне независимой Ичкерии. В данном конфликте он поддерживал российские войска.

УНСО – неоднородная организация и переживала свои взлеты и падения. Не секрет, что к началу Майдана 2013-14-го УНСО, как организация, находилась в затяжном кризисе и не пользовалась политической популярностью. Риторика российских СМИ, обвиняющих активистов УНСО в ультраправом фашизме, не соответствует действительности. Да, среди ее членов было много украинских националистов, но среди них были и люди откровенно левых взглядов, хотя и считающие себя националистами. Под влиянием лидера УНСО 90-ых Дмитрия Корчинского и его увлечений левыми идеологическими течениями сформировался пласт людей, не считающих себя правыми, но в то же время продолжающие ассоциировать себя с традициями украинского национализма. После раскола организации в конце 90-ых из этих людей Корчинским была сформирована организация “Братство”, существующая и сейчас. Это свидетельствует о неоднородности активистов УНСО.

При том, что Клых и отличался идеологическими предпочтениями в УНСО, он больше контактировал с ультраправыми, которые к членам УНСО не питали симпатий из-за их участия в военном конфликте на Кавказе против российских войск. Но при этом же между многими ультраправыми было налажено общение с активистами УНСО, так как украинские ультраправые, так же, как и националисты из УНСО, отождествляют себя с наследием УПА, СС “Галичина” и другими военными формированиями националистов Второй мировой войны в Украине. Разница в том, что националисты рассматривают эту ситуацию, как вынужденную меру в борьбе с большевизмом. Ультраправым, при их антикоммунизме, приятно отождествлять себя с коллаборантами и военными традициями Третьего Рейха.

Все это вместе, частично объясняет, как Клых, с его неоднозначными идеологическими предпочтениями мог находится в среде украинских националистов, питая симпатии к российскому монархизму. Хотя, Клых в 2000-ых в УНСО и не состоял вообще, о чем сам неоднократно заявлял. На этом настаивает и его защита в суде, что удобно вписывается в его образ “случайной жертвы”. Подробности, понятно, в суде никто не станет раскрывать.

klyh3

По официальной версии защиты, Станислав Клых был задержан ФСБ в российском городе Орле. Мать Клыха, Тамара Клых, настаивает на том, что он туда отправился к своей девушке с которой познакомился в Крыму, то ли в 2013, то ли летом 2014-го. Ничего удивительного в этом не было бы, если бы не тот факт, что все же Клых, так или иначе, общался с активистами УНСО и ряда других ультраправых организаций в Киеве и, в каком-то роде, являлся националистом.

Автор текста о Клыхе и Карпюке задала укоризненный вопрос, чем же Клых занимался во время войны? Ну чем, – отдыхал в Крыму, оккупированном Российской Федерацией.

klyh4

А после отдыха, в разгар самых активных боевых действий на Донбассе со стороны ВСУ по освобождению Луганской и Донецких областей в конце лета 2014, решил отдохнуть в российском Орле. Но, если отталкиваться от протоколов дела Клыха в суде, о чем говорит правозащитница Мария Томак, пытающаяся отстаивать права Клыха в суде, женщина, на встречу с которой поехал Клых, связанна с российскими спецслужбами.

В свете того, что Клых входил в состав пророссийской организации “СПАС” в Киеве и был близок к “Антимайдану”, это не выглядит простым совпадением. Их связь началась ранее, чем Майдан, в Крыму, который часто посещал Станислав Клых, общаясь с местными пророссийскими националистами, которые позже стали костяком активистов, с помощью которых Россия аннексировала Крым.

В ходе суда защита Клыха обвиняет женщину, заманившую его в Орел, в причастности к ФСБ. Мне же кажется, что она в первую очередь связана с националистами в России. Выводы сделать не трудно.

klyh6

Организация “СПАС” появилась в Украине примерно в 2008 году. Ее возглавил в прошлом украинский националист Эдуард Коваленко. Он так же, как и Клых, был в УНСО, но в какой-то момент, в период распада организации в конце 90-ых, возглавил одну из ее ячеек под названием “УНА”. Активной деятельностью организация Коваленко не проявилась, но за счет своей демонстративной любви к славянской культуре, уже после окончания Майдана, 4-го ноября 2014, Коваленко попытался провести “Русский Марш” в Киеве.

klyh8

Задумка была проста. Он надеялся, за счет, якобы, поддержки оппозиционных к Путину политиков-националистов, оказавшихся в эмиграции или под арестом в РФ, таких как братья Поткины, пройтись маршем по Крещатику. “Русские Марши” в России проводятся под эгидой дня народного единства и стали одним из центровых событий в среде русских националистов, участвующих в шествиях. На тот момент о защите прав русскоязычного населения в Украине говорилось много, так как подчеркивалось, что никаких притеснений русского языка в Украине нет. Такой информационный ресурс, как “Петр и Мазепа”, долгое время пытался спекулировать на данной теме, пытаясь стать неким мостиком между националистической оппозицией в РФ и националистами в Украине. Так что задумка “Русского Марша” Коваленко в Киеве могла бы удастся, если бы не реакция местных националистов, для которых слово “русский” в названии мероприятия сработала как установка к его блокированию. И марш не прошел. Коваленко пытался оправдываться, что не имеет никаких целей выступать против Майдана, не поддерживал военной агрессии РФ в Украине и не связан с пророссийскими организациями, но ему не поверили.

Сегодня, в 2016 году, когда эффект присутствия пророссийских активистов стал минимален, а зарабатывать на политике как-то нужно, Коваленко напоминает о себе, давая интервью агитационному пророссийскому информационному агентству.

kovalenko

Как оказалось, про деятельность Клыха и его организации “СПАС” теперь вспоминать не хотят. Журналисты, вдруг заинтересовавшиеся его судьбой, записывают слова его родственников, касающиеся фактической непричастности Клыха ни к “УНСО”, ни к украинским националистическим силам. Во-первых, это информационно не выгодно, во-вторых, этого и не было. Даже с учетом того, что киевская ячейка “УНСО” была зарегистрирована на квартире Клыха, активисты “УНСО” не питали к нему симпатий, считая его трусом и провокатором.

Достаточно близкий друг Станислава Клыха, тоже с очень мутной репутацией активиста, сотрудничающего в свое время с “Украинским выбором” Виктора Медвечука, Алексей Вахний, после ареста Клыха дал развернутое мнение по поводу его личности. Лишь небольшой кусок:

“Клых (в отличии от Карпюка) никогда вслух не осуждал нынешних кремлевских верховодов, а регулярные посещения находящихся в Москве и Петербурге шовинистических и националистических партий и организаций, тем более личное знакомство с многими их главами и активистами имперского правого движения, давали повод подозревать его в отсутствии государственного патриотизма. В быту он, конечно, позволял себе ругань в сторону коммунистично-тоталитарного прошлого (адепты той сатанинской системы репрессировали его предков), и шутки касающиеся современного московитского быта. Но носителем примитивных русофобских взглядов и убеждений Клых никогда не был”.

Во время “8-ми дневной” войны против Грузии, в результате которой российскими войсками была оккупирована Абхазия и Южная Осетия, активистка “Украинского выбора” Оксана Шкода, и два друга – Алексей Вахний и Станислав Клых – провели пресс-конференцию, осуждающую сопротивление грузинских войск, обвинив в разжигании конфликта, на тот момент президента Грузии, Михеила Саакашвили.

123

Алексей Вахний представлен как член партии “СПАС”, в которую вместе с Эдуардом Коваленко, входил и Станислав Клых. Сам же Клых представлен как инициатор проведения акции “Сааккашвили, позови своих домой!”

klyh21

В свете вышенаписанного, возможная поддержка Клыха со стороны украинского общества, а тем более, украинского Правительства становится достаточно противоречивой. По факту, Клых – гражданин Украины. Но какой смысл ему помогать если ему не близки патриотические взгляды, а его деятельность в рамках пророссийских проектов противоречит существованию Украины, как единого, независимого государства? Обстоятельства его задержания в России неизвестны и неизвестны цели, с которыми Клых отправился в город Орел. Но при этом понятно, что ни во время Майдана, ни с ходом АТО его взгляды проукраинскими не были, а скорее наоборот, он симпатизировал российской стороне конфликта.

С учетом того, что из Клыха продолжают делать невиновную жертву режима, задаюсь вопросом опять: зачем?

Украинское общество еще недавно всерьез обсуждало возможность лишения гражданства за проявление сепаратизма и поддержку “Л/ДНР”, но в случае с Клыхом, имея доказательства его антиукраинской деятельности, из него ряд украинских СМИ и общественных активистов продолжают делать жертву. Хотя, как по мне, Клых пришел к успеху и попал в ту ситуацию, которую заслужил и должен нести ответственность. Я сомневаюсь, что в случае его освобождения, он будет привлечен к разбирательству за нахождение в “Партии регионов”, организации “СПАС” и причастности к “Антимайдану”, но, судя по примеру освобожденных Савченко и Афанасьева, Клых может получить звание Героя Украины, земельный участок в Голосеево и новую квартиру, как патриот, пострадавший от действий ФСБ.