20 марта в Конгрессе США проходят публичные слушания, в ходе которых главы ФБР и АНБ отвечают на самые животрепещущие вопросы, терзающие американское и мировое сообщество. А именно: вмешивалась ли Россия в процесс выборов в США и беспочвенны ли заявления Дональда Трампа о прослушке его телефонов предыдущей администрацией. #Буквы рассказывают, зачем были нужны эти слушания и что мы из них узнали.

ЗАЧЕМ ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОПРАШИВАЕТ ГЛАВ ФБР И АНБ?

Публичный допрос лидеров национальной разведки – мягко говоря, необычная ситуация. Поводом для того, чтобы директор ФБР Джеймс Коми и глава АНБ адмирал Майк Роджерс выступили перед комитетом по вопросам разведки Палаты представителей, стал нерешенный вопрос о вмешательстве России в ход президентских выборов в США. Другие парламентские комитеты разбираются с ним за закрытыми дверями. Однако глава профильного комитета Дэвид Нуньес оценил резонанс, который вызвали слухи о российских хакерах, и призвал к максимальной публичности.

001

В декабре представители разведки уже публиковали рассекреченные данные в отчете под названием GRIZZLY STEPPE: там приводились примеры активности хакеров и другие свидетельства того, что за взломом серверов комитета Демократической партии стояли россияне. Однако этот отчет оставил много вопросов, а высокопоставленные демократы неоднократно намекали на то, что под грифом “Совершенно секретно” остались неопровержимые доказательства вмешательства России.

Вообще-то публично заявлять о расследованиях – не в порядке вещей для ФБР, но в данном случае министерство юстиции США дало главе бюро возможность отчитаться о состоянии дел.

КАК ПРОХОДЯТ ПОДОБНЫЕ СЛУШАНИЯ?

Их открывает председатель (в данном случае – глава комитета Дэвин Нуньес), после этого свидетели (главы ФБР и АНБ) дают показания. Затем законодатели задают свои вопросы в порядке старшинства.

Нуньес предварительно сообщил, что его интересуют три темы:

Какие действия предприняла РФ против США в 2016 году, и был ли кто-то из штаба с ними в сговоре?
Подвергались ли переговоры представителей кампании Трампа и Клинтон “ненадлежащему наблюдению”?
Кто ответственен за утечку информации (по двум предыдущим пунктам)?

ЧТО УДАЛОСЬ УЗНАТЬ ИЗ ЗАЯВЛЕНИЙ РАЗВЕДКИ?

Во-первых, Джеймс Коми впервые подтвердил факт, давно циркулировавший в форме слухов, – ФБР действительно расследует связи между командой Трампа и российским правительством, а именно – не было ли “какой-либо координации” между членами штаба Трампа и российскими властями в ходе президентской кампании. Напомним, что переговоры и встречи с российским послом Сергеем Кисляком уже вызвали шквал критики в адрес нескольких членов команды Трампа, а Майклу Флинну они даже стоили должности советника президента по национальной безопасности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Звонки: в чем суть недавних телефонных скандалов в Вашингтоне

Коми уточнил, что это не уголовное расследование, а часть “контрразведывательной миссии ФБР”, призванной предотвратить шпионские операции России с США. Он также пояснил, что подобное расследование открывается только при наличии убедительных свидетельств против человека, который предположительно выступает в роли иностранного агента. Большей информации ФБР давать не вправе. После этого Коми и Роджерс ответили на ряд других вопросов: приводим самые важные из них.

Имела ли место фальсификация голосов в “колеблющихся штатах”  – Мичигане, Флориде, Пенсильвании? Свидетели отвечают отрицательно: нет фактов, которые бы это подтверждали. Позже он поясняет, что были попытки проникнуть в системы регистрации избирателей, а не в систему подсчета голосов.

Прослушивал ли Обама разговоры в Трамп-тауэр? Коми отвечает: “У меня нет информации, подтверждающей эти (написанные Трампом – ред.) твиты”. Он поясняет: никто в США не может давать разведке указания насчет такой слежки, даже президент.

Может ли сама ФБР быть причастна к подобной прослушке? Если быть более точным, вопрос звучал так: причастны ли службы разведки к “маккартизму”? “Я стараюсь не участвовать ни в каких “-измах”, включая маккартизм”, – отвечает Коми.

А АНБ? “Я не сталкивался с подтверждениями подобной деятельности в АНБ”, – заявил адмирал Роджерс, имея в виду слухи о том, что его агентство обратилось к британской разведке с просьбой следить за Трампом, когда тот был кандидатом в президенты. Роджерс добавил, что такая просьба нарушала бы законодательство США.

Считает ли ФБР российских послов агентами иностранной разведки? – Без комментариев. На вопрос о том, было ли бы это “странно”, если бы один из агентов ФБР или АНБ тайно встретился с послом, как это делал Флинн, оба свидетеля отвечают утвердительно.

Будет ли ФБР расследовать случаи утечки информации? Коми: “Я не могу это подтвердить”. На вопрос о том, должно ли наказываться разглашение информации об объекте FISA (Акта о негласном наблюдении в целях внешней разведки), Коми отвечает, что оно влечет за собой наказание до 10 лет тюрьмы.

То есть журналист, “сливший” секретные данные, тоже сядет? Этот вопрос Коми находит более сложным, но уточняет, что на его памяти ни одного работника прессы не судили за подобную публикацию.

Откуда вообще такая эпидемия утечек? Коми: “За последние шесть недель, пару месяцев было много разговоров о засекреченных делах, детали которых просачиваются в СМИ. Многие из них совершенно ложны”. Позже глава ФБР добавляет, что информаторы порой сами не в курсе происходящего, но “закон не запрещает им лгать прессе”.

Как ФБР оценивает действия россиян? Коми подтвердил, что Россия “оказывала явное предпочтение Трампу”, и что РФ заинтересована в “новых Брекситах”.

Так российские хакеры взламывали компьютеры демократов? “Более того, они чрезвычайно громко об этом заявляли. Как будто бы их не пугало, что мы их обнаружим”, – говорит Коми. Целью такого вмешательства, по словам Коми, было напугать американцев, “посеять хаос и разногласия”, что им вполне удалось. Он не исключает, что россияне повторят попытки в 2018 году (когда США предстоят выборы в Конгресс – ред.) и в 2020, в ходе очередных президентских выборов.

ЧТО ОБО ВСЕМ ЭТОМ ДУМАЕТ ТРАМП?

Трамп посвятил слушаниям несколько твитов. Примечательно, что они размещены в его официальном аккаунте президента Соединенных Штатов, @POTUS, а не на странице @realDonaldTrump (именно она стала рупором для заявлений Трампа о прослушке).

002

В частности, Трамп обратил внимание на то, что директор ФБР уклонился от вопроса насчет тайных встреч с Бараком Обамой – нынешний президент намекает на то, что его предшественник обсуждал с Коми пресловутые звонки Флинна.

Вместе с тем, в Вашингтоне стартовал ежедневный брифинг пресс-секретаря президента Шона Спайсера. “Ничего не изменилось… доказательств связи Трампа с Россией нет”, – прокомментировал он слушания в Конгрессе. В ответ на замечание журналиста о том, что расследование ФБР не завершено, Спайсер парировал: “Расследование и наличие доказательств – две разные вещи”.

***На вопрос о том, извинится ли теперь Трамп перед Обамой за свои заявления о “жучках”, Спайсер ответил, что “слушание еще продолжается… это лишь одно из ряда предстоящих слушаний”.

Несмотря на то, что главы разведывательных ведомств отказались отвечать на большинство поставленных вопросов, слушания получились довольно любопытными. И в плане того, как к ним подошли представители двух партий (республиканцев в основном интересовали вопросы, касающиеся утечек и их виновников, а демократов – связи штаба Трампа с Россией), и в плане интерпретации ответов Трампом и Спайсером. Пока глава ФБР лишь подтвердил факт расследования, о котором не сообщал только ленивый, а чем закончится это расследование – покажет время.