С момента обретения независимости Украина поучаствовала в более двух десятках миротворческих миссий ООН. Тем не менее, пока вопрос о введении международного миротворческого контингента на Донбасс остается не решенным. #Буквы разбирались, кто такие миротворцы ООН, стоит ли ждать их на Донбассе и какую роль в поддержании мира на планете выполняет Украина.

Первое официальное обращение Украины о введении на Донбасс миротворцев было принято на заседании СНБО еще в феврале 2015 года, как раз в ходе боев за Дебальцево.

Но даже несмотря на отсутствие прогресса в решении этого вопроса за два с половиной года, украинская сторона от своих намерений не отступает. 22 августа в ход визита на Донбасс Президент Украины Петр Порошенко признал, что вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ продвигается очень тяжело.

“Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше – категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но, я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН”, – отметил Президент.

Украина ждет миротворцев

Согласно последним данным соцопросов, в Украине решение о введении на Донбасс международных миротворческих сил поддерживают 60 % украинцев. Против этого решения – 21 % опрошенных.

Но реализовать желания украинцев руководство ООН пока что не спешит.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зачем Украина зовет миротворцев?

В частности, после официальной встречи Порошенко и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, которая состоялась в середине июля текущего года и на которой очевидно поднимался вопрос о ситуации на востоке страны, Гутерриш отметил только “свою особую эмоциональную связь с украинцами” и важный вклад Украины в работу организации.

“Я очень горжусь тем, что, когда я был премьер-министром Португалии, я ввел новую миграционную политику, которая позволила полностью легализоваться украинской общине в Португалии. Способность интегрироваться в португальское общество украинцев абсолютно впечатляющая”, – дипломатично высказался генсек ООН, оставив без ответа вопрос о введении миротворческого контингента.

Немного позже, заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак дал более точную информацию. По его словам, ООН и вовсе не готово решать столь важный для Украины вопрос, а ответственность за решение лежит в поле “нормандской четверки”.

Кто такие миротворцы

07 30 dr congo copy

Фото: the United Nations

Стоит сразу отметить, что миротворческие войска, или как их еще называют “голубые каски”, не являются регулярной армией ООН. Военный контингент для каждой миссии предоставляют сами государства-члены организации. В отличии от армий военных альянсов, к примеру НАТО, миротворческие силы не выполняют атакующих действий. Они вооружены легким оружием, которое применяется только в целях самообороны.

Суть действий миротворческого контингента по сути сводится только к демонстративной функции. Для прекращения огня в зоне конфликта они выполняют роль нейтральной стороны и создают буферные зоны между воюющими сторонами.

Сам процесс принятия решения об использовании миротворческого контингента действительно достаточно долгий и сложный.

Решение о проведении миротворческой операции сначала принимается Советом Безопасности ООН и исключительно после соответствующего запроса от страны, на территории которой происходит конфликт, а также согласия всех сторон конфликта. Самой операцией лично руководит генсек ООН.

Но этот механизм не всегда действует эффективно. Препятствием к принятию решения о вводе миротворцев может быть вето одной из стран. Так, при активном противодействии России, ООН не смогло задействовать эту меру в ходе военного конфликта в Грузии в 2008 году. Тогда, российские войска взяли на себя миссию миротворцев, а введение международного контингента было сорвано самой Россией. Аналогичная ситуация повторяется и в Украине.

Понимают сложность этого вопроса и на Банковой.

“Да, страна-агрессор является постоянным членом Совбеза ООН и, к сожалению, владеет правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению”, – отмечает президент Порошенко.

Международный опыт миротворческих миссий

539555WomenDay

Фото: the United Nations

За всю историю ООН в мире были проведена 71 операция по поддержанию мира, в которых участвовали 127 стран. Затраты на силовое поддержания мира на Земле также впечатляют. К примеру, утвержденный бюджет на период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года составил порядка 7,9 млрд долл.

По статистике ООН, большая часть миссий сосредоточена на Африканском континенте и Ближнем Востоке.

После обретения независимости рядом африканских стран в 60-70-ых годах прошлого века по континенту прокатилась волна кровопролитных локальных конфликтов. Гражданские войны прошли в Демократической Республике Конго, Намибии, Анголе, Руанде, Сомали, Либерии и других африканских странах.

Именно благодаря международному вмешательству, и работе сил ООН в частности, большинство  этих конфликтов удалось разрешить. Тем не менее, сейчас в Африке продолжают работать 8 миротворческих миссий.

В Европе активная миротворческая работа ООН пришлась на 90-е годы, в ходе так называемого Югославского кризиса. Хорватская и Боснийские войны, а также межэтнический конфликт в Косово привели к многочисленным жертвам среди гражданских лиц почти в центре Европы.

На Ближнем Востоке миротворцы работали в горячих точках во время арабо-израильских войн, в Ливане, Ираке и Иране, Войны в персидском заливе, а также приграничном конфликте Индии и Пакистана в штате Джамму и Кашмире.

Но участие миротворцев не всегда гарантирует быстрое и мирное завершение конфликтов.

Например, миротворческая миссия в Кашмире работает беспрерывно с 1949 года, на Кипре – с 1964 года. Затянулись миротворческие операции также в Ливии и Сомали.

Кроме того, миротворческие силы поддаются регулярным нападениям со стороны боевиков. Так только в конце июля этого года на юге Сомали в результате террористической атаки погибли почти 40 миротворцев.

Украинские миротворцы в горячих точках

13460

Что касается вклада в работу по поддержанию мира со стороны Украины, то с момента участия украинского миротворческого контингента в первой своей операции на территории бывшей Югославии, Украина приняла участие в более 20 миротворческих миссиях, отправив в зоны конфликта более 40 тыс. своих военнослужащих. Сейчас же почти 500 украинских военных обеспечивают соблюдение мира в 9 зонах конфликта.

По количеству миротворческого контингента Украина даже входит в четверку самых сильных европейских государств, уступая только Италии, Франции и Испании. В ООН оценивают украинцев на высоком уровне и называют их одними из наиболее боеспособных.

Но за обеспечение мира и безопасности в других странах Украине пришлось заплатить большую цену. За все время участия в международных миротворческих миссиях погибло 52 украинца.

Тем не менее, по словам министра обороны Украины Степана Полторака, участие Украины в миротворческих миссиях абсолютно оправдано – это улучшает международный имидж страны и доказывает боеспособность украинской армии.

Сохранять имидж пришлось Украине и в критическом 2014 году. Даже с учетом острой необходимости в военной технике и подготовленном личном составе, в Украину была отозвана лишь небольшая часть украинского миротворческого контингента.

И хотя в самом Минобороны отмечают, что финансирование миротворцев происходит “во время сложной военно-политической и социально-экономической ситуации в государстве”, официальная позиция украинских властей по участию в международных миссиях остается неизменной.

“Хочу подчеркнуть, что даже в условиях вооруженной агрессии России против нашего государства, Украина продолжает активно участвовать в операциях ООН по поддержанию мира и безопасности. Хочу заверить, что вы и дальше можете твердо на нас рассчитывать”, –  заявил по этому вопросу Президент Порошенко.

Но даже с учетом столь твердой позиции Украины, говорить о скором появлении на Донбассе “голубых касок” пока точно не стоит. Саму же возможность привлечения сил ООН в зону проведения АТО украинские власти могут использовать разве что для демонстрации готовности к мирному решению конфликта.