С 1 февраля 2018 года при растаможке товара на украинской границе станет обязательным использование принципа “единого окна”. Кабмин ввел соответствующее постановление. Эксперты сомневаются, что к этому готовы контролирующие службы, законодательство и серверы, которые могут просто “лечь” в пиковые нагрузки, когда масса компаний начнет загружать документы на грузы, как того требует “единое окно”. #Буквы узнали, не обернется ли хорошая инициатива коллапсом, километрами фур и составов на границах страны и сотнями исков от предпринимателей.

“ЕДИНОЕ ОКНО” НА ТАМОЖНЕ: ЧТО ЭТО И КАК ДОЛЖНО ФУНКЦИОНИРОВАТЬ?

“Единое окно” – это, по сути, способ оптимизации прохождения документального контроля товаров и грузов на границе страны. Учитывая, что некоторые группы товаров подлежат, кроме таможенного, еще и санитарному, ветеринарному, фитосанитарному, радиологическому и экологическому контролям, а каждая служба проверяет документы на ввозимый товар самостоятельно, процесс растаможки порой становится похожим на головокружительную беготню по врачам. Это при том, что речь идет только о документальном контроле, а всего их может быть применено три. По крайней мере, украинское законодательство предполагает три вида контроля товаров на границе: документальный (проверка бумаг на товар), визуальный (осмотр инспектором) и лабораторное исследование (экземпляр ввозимого товара отправляется в лабораторию). Впрочем, два последних применяются не повсеместно, не ко всем грузам и в случае высоких рисков нарушения законодательства. А документальный контроль – обязательный.

Чтобы избежать бумажной карусели (а заодно снизить коррупционные риски), “единое окно” предлагает систему, когда владелец товара загружает на сервер документы о ввозимом грузе, а дальше контролирующие службы разбираются сами и дают ответы в электронном виде. Впервые принцип “единого окна” в пилотном режиме запустили в августе 2016 года, и работал он параллельно со старой системой получения бумажных разрешений. То есть у бизнеса был выбор: либо оформляться по старинке, либо опробовать новшество. Но, судя по статистике, компании предпочитают пользоваться бумажной системой. По данным, озвученным на профильном совещании в Министерстве финансов Украины 14 декабря, процент грузов, оформляемых через “единое окно”, – небольшой. Например, на Киевской таможне – всего 4%, на Одесской – около 10%.

Но с 1 февраля 2018 года, согласно постановлению Кабмина, принцип “единого окна” становится обязательным для использования. И здесь возникает ряд вопросов, первый из которых – единая электронная форма документов. Пока – насколько известно #Буквам – такой нет. Документы на товар просто сканируются. При этом вес отсканированных документов в 8,5 раз превышает электронную форму. Это, по словам главы Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при Государственной фискальной службе Украины ГАЛИНЫ ВДОВИНОЙ, может создать серьезные проблемы.

– Подмена электронных документов скан-копиями – это топтание на месте, а отсутствие электронных форм, по нашему мнению, может спровоцировать обвал серверов с 1 февраля 2018 года, когда субъекты внешнеэкономической деятельности в обязательном порядке будут работать через “единое окно”. Кроме обвала, следует ожидать новых задержек и увеличения времени таможенного оформления, – заявила Галина Вдовина на профильном совещании в Министерстве финансов Украины 14 декабря.

001

Между тем, директор Департамента информационных технологий ГФС Украины АЛЕКСАНДР ИВАШКОВИЧ, в комментарии #Буквам утверждает, что все серверы будут работать исправно.

– Наши серверы не “лягут”. Дело в том, что в конце этого года мы провели необходимые закупки, и к 1 февраля все оборудование будет развернуто. Завтра, (19 декабря – прим. ред.) например, приезжает очередная порция оборудования. Это физические серверы, не арендованные, потому что если арендовать, можно “в трубу вылететь”. Подчеркиваю, это физические серверы, которые принадлежат ГФСУ и будут развернуты и обеспечат нормальную работу. Что касается электронных документов – где, например, взять иностранный сертификат в электронном виде? Конечно, он может быть только сканом. Поэтому про электронные документы мы можем говорить только в контексте государственных органов Украины – если какой-то орган выдает разрешительные документы, то нужно пытаться из них “выжать”, чтобы они направляли в ГФС электронную информацию о том, что выдали какой-то разрешительный документ. Но вы знаете, мы уже 15 лет пытаемся давить на эти органы, но практически ни от каких органов мы эту информацию в электронном виде не получаем. Поэтому, к сожалению, сканы являются единственной альтернативой, – рассказал Александр Ивашкович.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ: ЛЮДЕЙ НЕ ХВАТАЕТ, КОМПЬЮТЕРЫ СТАРЫЕ

На совещании в Минфине, кроме всех профильных ведомств, присутствовали представители бизнеса, которые уже больше года тестируют “единое окно”. По их словам, в системе есть проблемы. В частности, на обработку заявок только одного бизнесмена у контролирующих служб может уйти до четырех часов, при этом “ножками” (то есть оббежать все службы с документами) в некоторых случаях получается быстрее, чем пользоваться “единым окном”.

– Поймите, если “единое окно” будет работать качественно и хорошо, то бизнес не надо будет туда загонять, он сам туда побежит впереди всех министерств и ведомств, – считает ГАЛИНА ВДОВИНА. – Основной месседж с нашей стороны – мы не против “единого окна», мы хотим, чтобы внедрялись электронные технологии. Но если есть мнение, что не совсем все (контролирующие органы – прим. ред.) готовы, может, всё надо привести в соответствие, решить проблемы, а потом мы все будем плавно переходить в “единое окно”? Я, например, не хочу первого февраля застрять с отправлением своих грузов. Бизнес – это не место для экспериментов. Сегодня – 14 декабря (дата проведения совещания – прим.ред.), а я слышу про какие-то недоработки, меня это пугает, особенно учитывая, что впереди новогодние праздники.

Присутствовавшие на совещании представители контролирующих органов говорят, что смогут работать в системе, но при этом признаются, что есть проблемы.

Заведующая сектором экологического контроля на границе Государственной экологической инспекции НАТАЛЬЯ ГРИЦАН рассказала, что компьютеры у них в секторе – устаревшие.

– Компьютерной техникой мы обеспечены, но она устаревшая. Что касается ее обновления – лично я подавала на две технические помощи, немецкий и американский проекты, но пока решения нет. Я не могу говорить, будет ли эта техника к 1 февраля, но мы надеемся. Мы постараемся решить эти вопросы. Кроме того, мы проводим постоянные совещания с органами ГФС, стараемся урегулировать ряд других вопросов.

Комментировать вопросы бизнесменов о том, есть ли необходимость обязательного “единого окна” с 1 февраля 2018 года, Наталья Грицан не стала, сославшись, что является госслужащей, и обсуждать, а тем более давать оценку решениям Кабмина не может.

ЗАКОНОПРОЕКТ № 7010 И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В Госпотребслужбе заявили, что ситуация с техническим обеспечением у них более-менее нормальная, но нет единой системы.

– Те возможности, которые у нас есть, позволят нам работать в режиме открытого окна, – заявила начальник отдела Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы Госпотребслужбы СВЕТЛАНА ОМЕЛЬЧУК. – Та техника, что у нас есть, – она работает, вопросов нет. Конечно, если будет какая-то компьютерная база, куда бы мы могли подсоединиться и работать в единой сети, – мы с удовольствием, потому что на сегодня ситуация такая, что мы работаем в Exсel, в ручном режиме.

Кроме того, по словам Светланы Омельчук, в ведомстве просто не хватает кадров. Сейчас работают 1500 сотрудников на всю Украину (для сравнения: в расформированной СЭС было 53 000), а таможенными процедурами занимаются около 50-60 человек.

Тем не менее в официальном ответе на запрос #Букв Госпотребслужба сообщила, что “сейчас осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный контроль по принципу “единого окна” на всех местах таможенного оформления товаров, где используется Порядок информационного обмена”.

Впрочем, кроме “железа” и рук, контролирующим органам еще предстоит привести в соответствие с принципом “единого окна” свои нормативно-правовые акты, предусмотрев в них положение о функционировании системы управления рисками. По сути, это компьютерная программа, которая по многим параметрам анализирует поданную владельцем товара информацию на груз и позволяет автоматически выявить вероятность нарушений законодательства.

Учитывая некоторые нестыковки в нормативно-правовых актах контролирующих служб, по мнению многих экспертов, присутствующих на совещании в Минфине, следовало бы до обязательного введения “единого окна” принять законопроект № 7010. Во-первых, он предлагает шестимесячный переходный период, когда будут использоваться электронные и бумажные документы, а во-вторых, вносит ряд изменений в законодательство, нивелируя разночтения, и фактически создает правовую возможность функционирования документального оборота в формате “единого окна”. Кроме того, этот законопроект предлагает оптимизировать и сократить виды контролей непосредственно на границе: например, санэпидконтроль перенести вглубь страны (в Госпотребслужбе говорят, что это негативная мера, а бизнес считается ее правильной), радиологический передать пограничникам, а экологический – таможенникам.

01

Кроме того, этот законопроект вносит существенные изменения и дает возможность создать полноценный оборот электронных документов. Но он так и не был принят. И сейчас в экстренном порядке (меньше, чем за два месяца), по мнению экспертов, бизнес пытаются загнать в неподготовленное, а не в “единое окно”. И вполне вероятно, что первое время, с единым окном будут возникать проблемы. Как технические, так и связанные с вопросами законодательных нестыковок и кадрового дефицита контролирующих служб.

– Знаете, сколько будут нам, бизнесу, стоить такие сбои? – говорит ГАЛИНА ВДОВИНА. – Учитывая экономическую ситуацию, я могу сказать, что сейчас точно не время для экспериментов над бизнеса.

Впрочем, есть шансы, что власть услышит бизнес: или перенесет срок, когда “единое окно” станет обязательным, или продлит время параллельного использования “бумажной” и электронной систем растаможки. Представители профильных общественных организаций обратились в Минфин с предложением отложить введение обязательного “единого окна” до момента, когда его бесперебойная работа будет протестирована всеми контролирующими органами. Иначе есть весьма высокие риски коллапса на границе. Учитывая нестыковки в нормативных актах ведомств (а в некоторых службах – банальную нехватку кадров и современной техники), довольно длительное время на оформление по принципу “единого окна” (о чем говорит бизнес), запасной путь в виде “оббежать всех ножками”, пожалуй, стоит оставлять. По крайней мере, еще на какое-то время.