19 апреля Верховная Рада одобрила обращение к патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви в Украине. Константинополь ответил обнадеживающе. По сути, речь идет об историческом событии, сравнимом, пожалуй, с ключевыми вехами развития украинского государства – вроде обретения Независимости. #Буквы объясняют, почему автокефалия – это так важно, какая позиция России и что думают об автокефалии священники Киевского и Московского патриархатов?

 ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Попытки получить автокефалию фактически начались с момента обретения Украиной Независимости. Чтобы решить этот вопрос в 1991 году, украинские епископы во главе с Филаретом (на тот момент был предстоятелем УПЦ МП) отправились в Москву на Архиереский собор. Но в итоге переговоры духовенства закончились громким скандалом: Московский патриархат потребовал от Филарета сложить полномочия, а в автокефалии Украине было отказано.

ce5e3dc filaret

Поместный собор УПЦ под председательством митрополита Филарета, где был поднят вопрос об автокефалии, 1991 год. Фото: pravlife.org

Тем не менее свои полномочия Филарет не сложил, а при поддержке Президента Украины Леонида Кравчука в 1992 году создал УПЦ Киевского патриархата. С этого момента Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) функционирует в стране, но при этом так и не была признана ни Константинопольским патриархатом, ни Московским. Стоит отметить, что попытки договориться об автокефалии с Москвой предпринимались неоднократно. Но российское духовенство все предложения УПЦ КП отметало. Как рассказывает доктор философских наук, религиовед Юрий Черноморец, в течение двадцати шести лет у Москвы была возможность решить этот вопрос и создать дружественную себе церковь, но все свои шансы РФ упустила.

“К Москве с этим вопросом обращались в 1991 и 1992 годах, а с 1992 года – к Константинополю. Дело в том, что Украина может рассматриваться и как каноническая территория Московского патриархата, и как каноническая территория Константинопольского патриархата. Москва имела возможность дать автокефалию, создать в Украине дружественную себе церковь, но не сделала этого. Московский патриарх настаивает на том, что украинцы, в отличие от других народов православной традиции, не имеют права на свою церковь, их государство – “искусственное” (“искусственные границы”, “искусственные политические разделения” – это его постоянные слова), а украинцы – не народ, а часть русского народа, как сибиряки или поморы. Терпеть такого рода унижения нет никакого смысла. С точки зрения буквы канонов, духа канонов, с точки зрения исторической правды, Украина имеет право на автокефальную церковь”, – объясняет Юрий Черноморец.

Учитывая, что бесспорную власть давать автокефалии и разрешать церковные споры имеет Константинопольский патриархат (по сути, это высшая апелляционная церковная инстанция), теперь Москва осталась если не совсем не у дел, то, по крайней мере, не на главных ролях по отношению к Украине.

“Сейчас Константинопольскому патриарху остается действовать, реализуя свои права и обязанности для нормализации жизни украинского православия”, – считает Юрий Черноморец.

Следует признать, что все эти годы Киевский патриархат не был каноническим. Священники и приходы действовали фактически вне закона (по крайней мере, церковного). И если для массы так называемых невоцерковленных прихожан, мыслящих категориями “был бы священник хороший и церковь недалеко от дома”, признание или непризнание УПЦ КП патриархатами было безразлично, то для категории соблюдающих каноны эта деталь была ключевой.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Кстати, каноничность церкви – краеугольный камень не только для прихожан. По словам протоирея Днепропетровской епархии УПЦ Киевского патриархата, военного священника Дмитрия Поворотного, среди духовенства Московского патриархата хватает сторонников Украины. Но перейти под юрисдикцию Киевского патриархата многие приходы опасаются как раз таки из-за статуса так называемой непризнанной церкви.

“Во многом не переходят как раз таки из-за непризнания украинской церкви. Для невоцерковленного человека этот критерий не важен, но для прихожанина, а тем более для священника, который давал клятву во время рукоположения в сан, – это очень серьезные вещи. Если будет автокефалия, я думаю, очень многие приходы перейдут из-под юрисдикции Московского патриархата. Я не говорю, что все пройдет гладко, безусловно, будем притираться, мы же тоже люди. Но этот процесс необходим: ведь речь идет о религиозной гигиене целой страны”.

20614666 1398533960243330 107394789 n

Капеллан УПЦ Киевского патриархата отец Дмитрий Поворотный. Фото: narodna-pravda.ua

Дмитрий Поворотный считает, что автокефалия – вопрос, который “решить надо было уже вчера”.

“Это вопрос национальной безопасности, понимаете? Это не сугубо церковные или политические дела, как считают многие миряне. Это вопрос нашей с вами безопасности. Кремль использует УПЦ Московского патриархата как инструмент гибридной войны, влияя на рассудок и более того – на самосознание верующих украинцев. Дело в том, что истинно верующий человек, придя в церковь, выключает многие фильтры лжи, которыми мы обладаем в силу жизненного опыта. Например, мы с очень большим скептицизмом относимся к речам политиков, рекламе и так далее. Но в церкви верующий человек открывает свою душу и разум. И что он получает, придя в храм Московского патриархата? Кремлевскую пропаганду о братоубийственной войне и так далее. Я не говорю, что во всех храмах, но такое существует. То же самое происходит во многих семинариях Московского патриархата.

Киевские священники УПЦ МП, с которыми связывались #Буквы, говорить открыто, указывая имена и церковные должности, отказываются. Мол, дело касается не веры, а политики. А о возможности перехода церковных приходов под юрисдикцию УПЦ КП один из священников УПЦ МП сообщил, что вряд ли он будет массовым.

“Лично у меня никакой вражды или неприязни к Киевскому патриархату нет, но пока давайте называть вещи своими именами – они если не раскольники, то, по крайней мере, временно непризнанные. Называйте как хотите, но суть от этого не меняется. И даже после обретения автокефалии, если это произойдет, потребуется немало времени, чтобы каноничность утвердилась в головах духовенства. Так что я не думаю, что приходы Московского патриархата сразу и массово начнут переходить под юрисдикцию Украинской Поместной церкви. Хотя эти процессы будут идти: Русской церкви (имеется в виду Московскому патриархату – прим. ред.) будет сложно сохранять ту степень влияния, которая у нее была.

Так что украинская церковь вместе с официальным признанием и статусом автокефалии, весьма вероятно, получит весомый бонус в виде увеличивающегося количества приходов. Для этого необходимо, чтобы Константинополь издал соответствующий томос (указ). Со своей стороны Украина выполнила все необходимые процедуры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко: Украина как никогда близка к созданию автокефальной поместной церкви

Напомним, 19 апреля нардепы поддержали принятие за основу и в целом проекта постановления № 8284 “О поддержке обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине”. Константинопольский патриархат ответил, если не утвердительно, то, по крайней мере, обнадеживающе. Да и сам факт ответа, учитывая, что на предыдущие запросы Украине даже не отвечали, – говорит о многом.

“Святой и Священный Синод под председательством Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея завершил свое очередное собрание, которое состоялось в четверг, 19 апреля, и в пятницу, 20 апреля. Все пункты повестки дня были рассмотрены и обсуждены, и были приняты соответствующие решения. В соответствии с Божественными и Священными Канонами, а также вековым церковным порядком и святой традицией Вселенский Патриархат заботится о сохранении Всеправославного единства и о Православных Церквях во всем мире – особенно об украинской православной нации, которая получила от Константинополя спасительную христианскую веру и святое крещение. Таким образом… были рассмотрены вопросы, касающиеся церковной ситуации в Украине, и были получены от церковных и гражданских властей, представляющих миллионы украинских православных христиан, обращения с просьбой об автокефалии”, – отмечается в сообщении.

Также указано, что Синодом было принято решение об общении и координации с другими поместными православными церквями по данному вопросу.

f7253572a25916cb22df85268659eee4 1457606144 wysiwyg1 01

Президент Украины Петр Порошенко с супругой и Вселенский Патриарх Варфоломей. Фото: president.gov.ua

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ МОСКВА И КАК ОТРЕАГИРУЕТ КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Реакция Москвы была прогнозируемо негативной: в УПЦ МП назвали обращение Верховной Рады к Константинопольскому патриархату – “превышением полномочий”.Доктор философских наук, религиовед Юрий Черноморец считает, что и дальше РФ сидеть сложа руки, наблюдая, как Украина приближается к обретению автокефалии – не будет.

“Россия будет давить по политико-дипломатической линии и пугать негативными последствиями для церковной жизни в Украине. Но сегодняшняя самоизоляция России от международного сообщества ограничивает дипломатические возможности, а в Украине всё самое худшее в религиозной сфере уже произошло, ничего более трагичного не может быть – я имею в виду культурное разделение православия. Что касается влияния на Константинопольский патриархат, ранее Россия могла оказывать некоторое давление, обменивая неучастие Вселенского патриарха в разрешении украинского кризиса на свое участие во Всеправославном соборе. Но после отказа участвовать в этом соборе Россия утратила свои козыри. По церковной линии Москве нечего предложить”.

Orthodox Primates Concelebrated Holy and Great Council 43.x71918

Всеправославный собор на Крите. 2016 год. Фото: basilica.ro

Кстати, учитывая главенство Константинополя в церковной иерархии, можно было ожидать некие санкции за попытки вмешательства со стороны Москвы в церковные дела Украины. Но, как говорит Юрий Черноморец, это вряд ли возможно.

“Сложно прогнозировать какие-либо санкции, поскольку церкви стремятся к другому, смотрят исторически дальше, чем политики. Суть церкви в том, чтобы между единоверными братьями было согласие и общение даже при наличии различных политических позиций. Потому в перспективе нужно надеяться на преображение России и на то, что Россия рано или поздно смирится со существованием самостоятельной Украины и самостоятельной Украинской православной церкви. Примирилась же Россия с вхождением таких стран, как Болгария, в НАТО и ЕС. Тут надо ждать, и здравый смысл когда-то победит.

Так или иначе, но обретение автокефалии Украиной – процесс исторический. И он необходим как следующий шаг для выхода из орбиты влияния России и становления действительно независимой страны: с собственной национальной территорией, идеей, властью и церковью. И хотя последняя и отделена от государства, было бы неправильно не учитывать степень ее влияния на национальное самосознание украинцев. Хотя, безусловно, создание Поместной церкви не будет легким и простым. Но если этого удастся добиться, выиграют от того не только верующие и “воцерковленные”, но и остальные украинцы: чем меньше каналов кремлевской пропаганды будет в Украине, тем безопасней будет в стране.