Сегодняшнее обращение Украины в Международный Трибунал по морскому праву с просьбой принять временные меры и обязать Россию освободить украинских моряков и корабли является лишь видимой частью дипломатической и правовой работы Министерства иностранных дел, которая продолжалась с момента захвата наших моряков.

Об этом заявила заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль на своей странице в Facebook.

“Это новый судебный процесс с использованием механизма, предусмотренного статьей 290 Конвенции ООН по морскому праву, который дает возможность в ситуациях, требующих безотлагательного решения, получить быстрое решение от постоянно действующего Трибунала по морскому праву в Гамбурге”, – пояснила она.

По словам Зеркаль, неотложность ситуации очевидна – ввиду намерения российских властей продлить срок содержания наших моряков под стражей в Москве.

“Проявлением циничности российской власти стало то, что новость о намерении продлить арест морякам поступила одновременно с нотой РФ о готовности к консультациям с нами в рамках основного спора относительно украинских моряков и кораблей, который мы начали месяц назад. Формальные правовые процедуры, которые инициировал МИД, является прямым продолжением и усилением ежедневной консульской и дипломатической работы. Обратиться к ним нас заставляет постыдное поведение России, которая игнорирует однозначное требование всего мира – прекратить нарушение международного права, прекратить безосновательное уголовное преследование и отпустить украинских моряков. Для нас использование международного права не является элементом публичной дипломатии и политического пиара, а важным инструментом ежедневной работы по защите национальных интересов и восстановления справедливости”, – подчеркнула замминистра.

Она также добавила, что судебные процессы существуют только в контексте всей дипломатической работы. И начинается она по выработке общей позиции мирового сообщества. В частности, детальное обсуждение всех фактических и правовых аспектов атаки на украинские корабли и захвата украинских моряков стали предметом множества встреч в Киеве, Брюсселе, Берлине, Вашингтоне, Лондоне, Варшаве, Бухаресте, Гааге с юристами национальных правительств и международных организаций, а также с академической средой.

По словам заместителя главы МИД, в основе любого политического заявления лежит правовая оценка ситуации. Каждое политическое требование освободить моряков подкреплено весомыми правовыми аргументами.

“И еще одно важное предостережение – язык международного права значительно отличается от простого языка политических дебатов и социальных сетей. При применении международного права весит каждый нюанс. Прежде, чем инициировать международно-правовой спор мы тщательно готовимся и критически взвешиваем нашу позицию. Это можно будет оценить, когда процессуальные документы станут публично доступными. Торопливость и громкие заявления в международных судебных процессах приводят только к таким бесславным результатам, как Украина получила в ряде торговых споров против РФ. Подача иска – одна из немногих возможностей рассказать обо всем объеме правовой работы дипломатии. И нужно это не для того, чтобы похвастаться, а для того чтобы, не подыгрывать дуракам, которые верят, что самая большая гора в мире имеет высоту горы, которую они видели собственными глазами (определение Тита Лукреция Кара). Следовательно, считают, если чего-то не знают, то его не существует”, – резюмировала Зеркаль.

зеркаль1

зеркаль2

В то же время, в заявлении МИД подчеркивается, что в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (“UNCLOS”) военно-морские суда и их персонал имеют абсолютный иммунитет, что означает, что иностранные государства не могут их арестовывать, задерживать и подвергать судопроизводству. Захват Россией судов Украины в Черном море, продолжающееся содержание судов и членов их экипажей, а также попытка уголовного преследования 24 украинских моряков грубо нарушает UNCLOS.

“1 апреля 2019, после нескольких месяцев усилий, направленных на обеспечение освобождения своих военно-морских судов и 24 членов их экипажей, и продолжающейся, необоснованного отказа России сделать это, Украина уведомила Россию, что она начинает обязательное арбитражное производство в соответствии с UNCLOS. Украина также обратилась к ITLOS с просьбой немедленного применения временных мер для Украины, а именно освободить ее военно-морские корабли и 24 членов их экипажей, учитывая неотложность ситуации. С момента их захвата 25 ноября 2018 Россия продолжает содержание военно-морских судов Украины и ее военнослужащих. Военнослужащие, содержащихся в российских тюрьмах в ожидании суда по обвинениям в уголовных нарушениях российских законов по охране государственной границы, были подвергнуты допросу и принудительным психологическим обследованием. Если в конце концов они могут быть признаны виновными, то могут быть приговорены к шести лет в российских исправительно-трудовых лагерях”, – отмечается в заявлении.

Кроме того, каждый дополнительный день заключения наносит ущерб украинским морякам и составляет очередное посягательство на законные права Украины, гарантированные UNCLOS и международным обычным правом.

Следующим шагом в производстве станет рассмотрение дела ITLOS по просьбе Украины. Украина ожидает, что подобное слушания будет запланировано в течение ближайших нескольких недель, и решение будет выдано вскоре после этого.

Сегодня, 16 апреля, по поручению Президента Петра Порошенко Министерство иностранных дел Украины (МИД) дополнительно обратилось к Международному Трибуналу по морскому праву с запросом для принятия принудительных мер к российской стороне для освобождения украинских моряков.
Ранее адвокат Николай Полозов сообщил, что 17 апреля московский суд рассмотрит ходатайство о продлении сроков содержания под стражей 24 военнопленных украинских моряков. Лефортовский районный суд Москвы будет проводить судебные заседания в отношении военнопленных по четверкам, распределив их между тремя судьями в “две смены”.
25 ноября прошлого года стало известно, что россияне захватили украинские корабли, направлявшиеся в Азовское море через Керченский пролив. Для осуществления своей операции РФ привлекла боевые вертолеты, а также блокировала возможность прохода через Керченский пролив. В результате атаки России на корабли Военно-морских сил Украины были ранены трое украинских моряков.
Впоследствии суды оккупированного Крыма арестовали всех украинских моряков, которые были захвачены ФСБ РФ в Азовском море.
15-16 января Лефортовский суд Москвы (Россия) продлил до 24 апреля арест всем 24 военнопленным украинским морякам.
В России назначили психолого-психиатрическую экспертизу всем 24 военнопленным украинским морякам. По состоянию на 10 апреля она была проведена в отношении 20 моряков.