Церковный раскол, который пытается устроить Россия в Украине, еще больше подрывает попытки Москвы удержать Киев на своей политической орбите и восстановить свое влияние на территории бывшего Советского Союза.

Об этом пишет Financial Times.

Так, после трехдневного синода на прошлой неделе в Стамбуле, духовный лидер Восточной Православной Церкви сделал важнейший шаг.

Вселенский Патриарх Варфоломей заявил , что намерен предоставить православной церкви в Украине автокефалию.

В свою очередь, Российская православная церковь заявила, что может отреагировать разрывом со Стамбулом. Потенциально такой разрыв может стать самым большим разрывом со времен Великого раскола между Восточным Православием и Римским Католицизмом в 1054 году.

Издание отмечает, что раскол между Россией и Украиной также является геополитическим разрывом.

Поэтому, это еще больше подрывает попытки Москвы удержать Киев на своей политической орбите и восстановить влияние на территории бывшего Советского Союза.

В частности, он затрагивает концепцию президента Владимира Путина о более широком “Русском мире”, охватывающем якобы братские народы Украины и Белоруссии, частично объединенные православием. Это знаменует собой еще один непредвиденный поворот, связанный с движением России после революции в Киеве в 2014 году, после которой РФ аннексировала Крым и развязала сепаратистский конфликт на востоке Украины.

В 1686 году московскому патриарху была дана власть назначить главу православной церкви в Киеве. Однако в 90-е годы после распада СССР образовалась новая “отколовшаяся” Украинская православная церковь Киевского патриархата. Ее ряды расширились с 2014 года. Это было вызвано тем, что русское православье неспособно осудить кровопролитие на востоке Украины, которое стоило, как минимум, 10 000 жизней.

“Действительно, православные российские бизнесмены и официальные лица сыграли определенную роль в разжигании конфликта”, – подчеркнули в издании.

Если Варфоломей в ноябре, как ожидается, предоставит киевской церкви автокефалию, независимость Украины получит мощный импульс, как и перспективы Президента Петра Порошенко, выступившего защитником религиозной свободы Киева, на выборах в мае.

В то же время, Путин задействовал московскую церковь в усилиях по возрождению российской государственности и восстановлении страны в статусе великой державы. В последние годы на фоне подъема националистического популизма в Европе он использовал церковь для создания образа России как оплота “традиционных” ценностей.

Потеря Украинского Патриархата понизит вес России в восточном православии, а значит, и 500-летних притязаний Москвы на статус Третьего Рима после завоевания Константинополя османами. Это также покажет, до какой степени аукнулись действия Путина из-за вбивания клина между украинцами и россиянами.

Особенно опасной ситуация становится из-за того, что она совпала с постепенным падением рейтинга российского президента после непопулярной пенсионной реформы.

Киев и западные столицы опасаются, что Россия может снова отправить на Украину силы спецназначения и заблокировать преданные Москве церкви, что может привести к кровопролитию.

После аннексии Крыма популярность Путина на родине резко возросла. Слабость российской экономики может побудить кремлевских стратегов попытаться еще раз совершить подобный маневр. Но, учитывая ущерб, который, как теперь ясно, интервенция 2014 года нанесла неоимперскому проекту Путина в более отдаленной перспективе, любая попытка посягнуть на религиозную свободу Украины будет еще более ошибочной и опасной.

11 октября на заседании Синода Константинопольского патриархата было принято решение утвердить предоставление Томоса об автокефалии Украинской православной церкви.
Президент Петр Порошенко сравнил предоставление Украине томоса об автокефалии с Актом провозглашения независимости нашей страны.
Позже сообщалось, что в Кремле обещают “защищать интересы православных в Украине” в случае, если ситуация в нашей стране “обострится ” в связи с решениями Синода Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.