Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что в момент начала оккупации Россией Крыма военный резерв страны насчитывал всего лишь около 5 тысяч боеспособных воинов.

Об этом он сообщил в ходе допроса в Оболонском районном суде в качестве свидетеля стороны обвинения по делу о госизмене экс-президента Виктора Януковича.

“После того, как мы смогли сформировать коалицию в Парламенте, это 27 февраля, сформировать Кабинет Министров, я пригласил силовых министров и отдал приказ незамедлительно подготовить мероприятия, в том числе подготовить подразделения Вооруженных cил для того, чтобы перебросить их на полуостров и предпринять меры противодействия начавшейся российской агрессии. 28 февраля, уже во время первого заседания Совета национальной безопасности и обороны, министр обороны Игорь Тенюх доложил, что в связи с ужасающим состоянием Вооруженных cил, в связи с тем, что одно из наиболее ужасных преступлений власти Януковича состояло в системном разрушении ВСУ, и на заседании СНБО был доклад, что в данный момент есть возможность собрать не более где-то пяти тысяч военных. Это где-то две батальонно-тактических группы и еще несколько сводных подразделений. Это – весь резерв, который в тот момент имело военное руководство страны. Но главная проблема, которая открылась на СНБО, что наибольшая угроза в этих условиях состоит в подготовке РФ к вторжению на материковую территорию Украины”, – рассказал Турчинов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Турчинов: задачу по деблокированию госорганов Крыма в 2014 г. выполнять было некому

Он уточнил, что тогда была получена информация, что РФ может задействовать против Украины до 200 тысяч военных, танки, системы залпового огня, авиацию.

“То есть в тех условиях этот резерв (5 тысяч боеспособных украинских воинов, – ред.) “сжечь” в Крыму было невозможно. И СНБО принял решение по моей инициативе начать переброску войск с запада страны на восток и север, чтобы защитить наиболее опасные направления от вторжения российских войск, в частности, киевское направление, харьковское, сумское, донецкое и так далее. Понимая, что таким резервом невозможно защитить страну, на СНБО было принято решение о начале мобилизации”, – добавил Турчинов.

Он уточнил, что начать мобилизацию удалось не сразу, так как была разрушена система военкоматов, уничтожены архивы.

“Реально мобилизация началась только 17 марта, когда Министерство обороны было уже готово к ее проведению. Потому что не было оружия, чтобы вооружить новых военных, не было даже одежды, чтобы их одеть, не было резервов, чтобы их прокормить… Нам нужно было выиграть время, и военные, оставшиеся верные присяге, которые продержались месяц (в Крыму, – ред.), дали нам возможность занять оборону и сорвали, таким образом, план россиян по вторжению на материковую Украину”, – добавил Турчинов.

СПРАВКА. 22 февраля 2014 года Турчинова назначили главой Верховной Рады VII созыва, а на следующий день постановлением Парламента ему передали обязанности Президента Украины до избрания главы государства на внеочередных выборах 25 мая 2014 года. В декабре 2014 года избранный на упомянутых выборах президент Украины Петр Порошенко назначил Александра Турчинова на пост секретаря СНБО.

15 февраля в ходе судебного заседания по делу о госизмене Виктора Януковича Александр Турчинов сообщил, что Российская Федерация весной 2014 года намеревалась после оккупации Крыма вторгнуться на материковую Украину, взять под контроль юг и восток страны, а также установить контроль над Киевом.
Первый заместитель cекретаря СНБО Михаил Коваль во время допроса в Оболонском суде Киева заявил, что Вооруженные силы Украины не были в полной боеготовности в период февраля-марта 2014 года.
14 февраля Оболонский районный суд Киева разрешил допросить в качестве свидетелей защиты по делу о госизмене экс-президента Украины Виктора Януковича ряд бывших украинских высокопоставленных чиновников.
По данным Генпрокуратуры, Януковича подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 (государственная измена), ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 110 (пособничество в преднамеренных действиях, совершенных с целью изменений границ территории и государственной границы Украины), ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 437 (пособничество в ведении агрессивной войны) Уголовного кодекса Украины.