18 декабря Кабмин Украины одобрил постановление о реорганизации Государственной фискальной службы (ГФС) в отдельные органы исполнительной власти – налоговую и таможенную службы. Кабинет Министров будет направлять и координировать деятельность этих служб через министра финансов. Для этого создадут специальную комиссию, которую возможно возглавит заместитель министра финансов Сергей Верланов. #Буквы решили узнать почему именно сейчас решили разделить ГФС и каким образом от этого выиграет таможня.

 Эпохальное решение

Во время заседания Кабинета министров Украины было принято решение о разделение ГФС на Государственную налоговую и Государственную таможенную службы. Документ учитывает рекомендации МВФ и задачи, определенные Среднесрочным планом приоритетных действий Правительства до 2020 года. Конкурс на руководителей этих служб должны провести в течение трех месяцев после утверждения постановления Кабмина.

“Разделение ГФС на две службы является важным шагом на пути к построению качественной системы администрирования налогов и сборов. Реформа ГФС создаст основу для демилитаризации налоговых органов, улучшит качество сервисов, предоставляемых налогоплательщикам, повысит прозрачность и подотчетность работы налоговых и таможенных органов”, – отметил Верланов.

Таможенная и налоговая службы не должны работать под одной крышей

Глава Таможенного комитета Общественного совета при ГУ ГФС в городе Киеве, член Общественного совета при ГФС Украины ИРИНА САРГСЯН сказала #Буквам, что реорганизовывать ГФС лучше поздно, чем никогда.

“Не надо было соединять в таком виде, как соединили. Профильная общественность сразу говорила о том, что эти службы не должны работать под одной крышей и быть единым целым. Тем более у нас налоговая когда-то была слабее таможни, и поглощение более сильной службой более слабой во всех отношениях никогда для нее плюсом не станет. Если в доме нет хозяина, то порядка тоже не будет, так и в этом случае было”.

Также Саргсян отметила, что профильная общественность постоянно работала над отделением Таможенной службы от ГФС и не раз подавала свои рекомендации.

“По моему субъективному мнению, таможенная служба должна быть под Минфином или другим высоким ведомством, но не под налоговой. Это должны быть параллельные службы. Если вспомнить, то таможенная служба когда-то существовала отдельно и в ней существовали различные подразделения, нормальное полноценное IT. Уже на момент разделения был создан таможенный аудит, который на сегодня умер. Международная деятельность в том виде, в котором она была развита и помогала двигать таможенную систему, тоже умерла”.

В таможенную службу не должны попасть “ситуативные хапуги” или “болваны-реформаторы”

В комментарии #Буквам экс-глава Государственной таможенной службы Украины АНАТОЛИЙ МАКАРЕНКО отметил, что это позитивное решение, которое позволит в Украине восстановить деятельность центрального органа исполнительной власти – таможенной службы.

“К сожалению – это запоздалый шаг, но лучше поздно, чем никогда. Я говорил об этом последние четыре года. В той структуре которая называлась Государственная фискальная служба, государственная таможенная служба была падчерицей, то есть была службой, которая была размытой в сетях налоговой администрации и так называемой ГФС. Были уничтожены целые направления работы таможенной службы, таможенной администрации, контроль за доставкой грузов, экспертная работа, профессиональная подготовка кадров, международное сотрудничество и так далее”.

Макаренко отметил, что за последние годы произошла полная деградация таможенного дела, а также был полностью нивелирован вопрос таможенной безопасности. Таможенную службу начали превращать в сервисное дополнение к налоговой администрации, задействовав лишь одну фискальную функцию.

“Возможно в какой-то всеми забытой африканской стране фискальная функция является основной для таможни, но ни в одной таможенной администрации в Европе нет такой функции. Основная европейская функция таможни – это политика безопасности – контроль перемещения товаров, соблюдения внешнеторговых правил, борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил, и прочее. Поэтому у нас произошло искажение этого всего и сегодня был сделан первый шаг для того, чтобы восстановить нормальную институционально способную таможенную администрацию страны”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что необходимо для возрождения таможни из “институциональных руин”

Экс-глава Государственной таможенной службы Украины надеется, что на работу в таможенную службу придут не очередные “ситуативные хапуги” или кучка очередных “болванов-реформаторов”, а люди, которые настроены построить современную цивилизованную европейскую таможню. Возглавить ее должен человек, который имеет немалый опыт работы в таможенной системе и хорошо разбирается в том, как она функционирует и по каким правилам она строится.

“Бизнесу без разницы как будет называться украинская таможня, будет ли она в составе кого-то или отдельной структурой. Это мы специалисты понимаем, что уже сейчас нужно восстанавливать вертикаль управления таможенного дела. Но для бизнеса важно, чтобы таможня работала быстро, прозрачно, понятно и дешево. К сожалению, сегодня таможня работает со знаком наоборот. Поэтому главная задача таможни – борьба с контрабандистами, но при этом не должны страдать простые граждане”.

Разделение ГФС – это профанация с целью получения транша от МВФ

Председатель подкомитета по вопросам таможенного дела и усовершенствование Таможенного кодекса Украины Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики ТАТЬЯНА ОСТРИКОВА сказала #Буквам, что идея разделить ГФС именно сегодня родилась не случайно. Именно сегодня заседает МВФ и в проекте меморандума о сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом четко говорится о необходимости проведения структурной реформы фискальной службы.

“Я убеждена, что там есть еще политические мотивы – премьер-министр не хочет выпускать таможню из-под своего влияния и контроля. И поэтому я думаю, что это решение не зря родилось сегодня. Доказательством же того то, что это решение только по форме, и не имеет под собой реального содержания, является то, что на сегодняшнем рабочем совещании в комитете представители Минфина и ГФС не смогли, к сожалению, ответить на вопрос, какими будут функции новой таможенной службы, как изменятся ее полномочия и необходимы ли для этого изменения в Таможенный кодекс”.

Острикова отметила, что представители Минфина и ГФС рассказали лишь о том, что будет работать межведомственная рабочая группа, которая будет нарабатывать видение статуса и полномочий будущих служб. Далее согласно разработанной концепции будут писаться положения о таможенной и налоговой службах. И если рабочая группа придет к выводу о внесении изменений в таможенный кодекс, то лишь тогда они будут их вносить на рассмотрение в Парламент.

“То есть как так принять, чтобы ничего не изменить? Давайте замылим глаза, чтобы дали транш, и будем дальше делить должности, кабинеты и тянуть на себя одеяло. Так не должно быть, если мы действительно хотим построить и восстановить сильную таможенную службу, то сначала необходимо создать содержательное наполнение этого органа. Сначала должна была быть разработана концепция и видение: какие функции у этого органа, какие полномочия ему передаются, какое имущество и материально-техническое обеспечение для этого необходимо, какой ресурс мы выделяем для функционирования этого органа. Только после этого должно было быть постановление. А так это профанация с целью получения транша от МВФ”.

“Українській митниці – бути!”

Глава Таможенного комитета Общественного совета при ГФС ГАЛИНА ВДОВИНА сказала #Буквам, что сегодняшнее решение – это признание того, что Минсдох (Министерство доходов и сборов Украины, – прим. ред.) был не только ошибкой, но и преступлением. И все должны признать и то, что эхо его последствий еще долго будет аукаться в утратившей специалистов и ряд своих исконных функций таможне. А также должны осознавать, что на бумаге разделить ГФС легко, а создать действительно эффективную украинскую таможню – очень сложно.

“Да и отсутствие концепции конечного продукта разделения не добавляет уверенности в благополучном исходе. Вероятность того, что сработает принцип “за что боролись, на то и напоролись” по-прежнему остается большой. Минсдох – это был чистой воды мезальянс. Поэтому очень важно, чтобы предстоящий развод по-итальянски не стал популистским фарсом. Или трагедией (в случае, с единым юридическим лицом). Чтобы этого не случилось, надо всю дальнейшую работу по подготовке концепции и разработке поэтапной ее реализации перенести на площадку Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разделение ГФСУ: взгляд эксперта на новую таможню сквозь призму бизнеса

Вдовина считает, что нельзя допустить, чтобы действительно огромный пласт наработок возглавляемого нардепом Ниной Южаниной профильного комитета, в том числе и законопроект “О Национальной таможне Украины”, оказались невостребованными и утраченными за ненадобностью. Впрочем, как и опыт сотрудничества в этом направлении таможенных комитетов Общественных советов при ГФС и Минфине с представителями профильного комитета.

Очень важный момент состоит еще и в том, чтобы за салютами и ликованием от грядущей якобы победы, украинцы не забывали главного: это шанс, который мы все не должны упустить. Насколько мы им воспользуемся, покажет время.

Сегодня очевидно пока только одно, что разделение – это уравнение со множеством переменных. А еще то, что сплоченная за 6 лет партизанской войны за независимость таможни общественность есть категория постоянная и в подходах, и в стремлениях. Поэтому повторю слоган І Всеукраинского таможенного форума “Українській митниці – бути!”