Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Украине Ян Пекло выразил мнение, что исторический диалог между странами переживает не самую лучшую фазу, однако сложившаяся ситуация не является трагедией.

Об этом он заявил в интервью изданию “Деловая столица”.

“Не думаю, что состояние украинско-польских отношений сегодня – это трагедия. В истории наших отношений наблюдается некая цикличность: в какой-то период они улучшаются, а в какой-то могут ухудшаться. Это как между соседями: поссорились-помирились. Несмотря на не самую легкую фазу в наших отношениях, более миллиона украинских граждан работают и учатся в Польше, и обе стороны довольны… Поэтому между нами существует весьма динамичная связь, которую не так просто испортить”, – сказал Пекло.

Он также отметил, что между Украиной и Польши ведется военное сотрудничество и активные экономические контакты, в том числе между городами и регионами. По словам дипломата, выделяются новые инвестиции. В частности, польская сторона выделила 100 млн евро кредита на приграничную инфраструктуру.

“Поэтому я бы не стал говорить о наихудшем кризисе или крахе польско-украинских отношений. Но надо признать, что наш исторический диалог сейчас переживает не самую лучшую фазу”, – констатировал Пекло.

После этого напомнил, что все началось с апрельского демонтажа членами польских общественных организаций нелегального памятника бойцам ОУН-УПА на кладбище в селе Грушовицы в Перемышльском уезде Подкарпатского воеводства Польши. Посол признал, что это было сделано “скандальным образом”, а потом последовала реакция со стороны Украины – отозвано разрешение, ранее выданное польским историкам, на проведение поисковых работ и эксгумации на Волыни.

“С этого момента проблема стала нарастать как снежный ком и дошла до политического уровня. Если честно, то и с польской, и с украинской стороны есть маргинальные группы полезных (для России) идиотов, которые хотят испортить наши добрососедские отношения. И, к сожалению, они дошли до мейнстрима…Но я думаю, что встреча Президентов Польши и Украины, запланированная на 13 декабря в Харькове, все-таки состоится. И я считаю, что нам нужно отделить вопросы экономики, культуры и прочее от исторического диалога”, – добавил дипломат.

4 мая Украинский институт национальной памяти презентовал карту, на которой указаны украинские памятники, уничтоженные в Польше, и польские – в Украине.
2 ноября министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что страна может запретить въезд гражданам Украины, которые придерживаются “антипольской позиции” в вопросах трактовки общей истории. По словам министра, последствия понесут и лица, которые на административном уровне, по политическим мотивам не допускают продолжения эксгумаций и восстановления польских мест памяти.
22 ноября посол Украины в Польше Андрей Дещица заявил, что Киев и Варшава договорились о восстановлении эксгумационных работ польской стороной в Украине, а также о восстановлении разрушенных украинских памятников в южных регионах Польши.
28 ноября министр иностранных дел Украины Павел Климкин предложил создать канал коммуникации с Польшей для решения проблемных вопросов, а также призвал польскую сторону “разговаривать как друзья”.
9 декабря новый премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сказал, что отношения с Украиной необходимо строить на исторической правде, напомнив о “геноциде на Волыни” и “беженцах из Украины”.
10 декабря глава политического кабинета МИД Польши Ян Парис заявил, что Украине нужна Польша, а Польша может существовать без Украины.